Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

 

Стулов В. Е.

МОУ СОШ  № 5 г. Нелидово Тверской области

 

 Организация, содержание и методика внеклассной спортивно-массовой физкультурно-оздоровительной работы.

 

   Работа учителя физической культуры заключается не только в проведении уроков, но и многих других составляющих как то внеурочные, секционные, спортивно-массовые, просветительные мероприятия, формирование здорового образа жизни. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от авторитета учителя. Дети должны видеть в учителе энтузиаста своей профессии, чувствовать его любовь к ним. Педагогическая профессия включает умение учителя делать привлекательным для других то, что он считает интересным сам. А для этого учителю необходимо смело и свободно познавать самые разные вещи, образовываться, расширять свои интересы. Это и будет лицом сильного человека, увлекающего за собой воспитанников [1].

   Для воспитания увлечённости занятиями физической культурой и спортом важно, чтобы учащиеся понимали смысл и значение проведения спортивно-массовых мероприятий, нацеленных на укрепление их здоровья, на улучшение физической подготовленности, развития настойчивости, смелости, решительности, самообладания, дисциплинированности.

   Цель многих спортивно-массовых мероприятий проводимых в нашей школе – обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности ребят в движении.

    Средняя школа № 5 имеет на сегодняшний день необходимые ресурсы для качественной организации занятий физкультурой и спортом. Сюда входят проведение уроков, занятия кружков и спортивных секций, проведение спортивно – массовых мероприятий.

      Конечно, общеобразовательная школа не ставит своей задачей вырастить олимпийских чемпионов, но она призвана сохранить здоровье детей, помочь развитию их физических качеств, показать, что через физкультуру и спорт лежит путь к здоровому образу жизни и олимпийским медалям.

      Если во главе школы стоит директор, который понимает значение физической культуры, и его поддерживают классные руководители, то с таким коллективом можно и оздаравливать детей и готовить спортсменов высших достижений [2].

       Школа располагает самым большим и уютным в городе и районе спортивным залом, имеется стадион, гимнастический городок, кабинет ритмики для занятий спортивными танцами и шейпингом. Конечно главным приобретением   школы стало то, что на баланс школы передан физкультурно- оздоровительный комплекс. Располагая такой базой, школа открывает перед собой огромные перспективы и возможности, чтобы стать центром всей спортивно – массовой работы в городе и районе. В этом направлении уже ведётся большая работа.

      Как базовое образовательное учреждение за 2008 – 2009 уч. год на базе школы были проведены и школа стала инициатором следующих мероприятий: новогодний волейбольный турнир среди девушек, Рождественский турнир по футболу, волейбольные турниры среди сборных школ юношей и девушек посвящённые освобождению города Нелидово, военно-спортивная игра «Наследники», первенство города и района по волейболу среди юношей и девушек 7-9 классов, первенство города по волейболу среди женщин, первенство города и района по волейболу среди сборных школ юношей и девушек.

   В начале каждого года на ШМО учителей физической культуры разрабатывается план спортивно-массовых мероприятий, который затем согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором и вносится в общий план школы. 

   Что можно сделать за два урока, да ещё при большой наполняемости класса? Научить хорошо играть в спортивные игры? Или научить быть выносливым, быстро бегать, высоко прыгать? Вряд ли это реально. Для этого нужны ежедневные занятия. Думаю, что при таких условиях можно лишь поддержать здоровье учащихся на каком-то минимальном уровне и убеждать их в необходимости внеклассных занятий. Внеклассная физкультурно-спортивная работа призвана решать ряд важнейших задач, в числе которых привлечение максимального количества учащихся к занятиям в спортивных секциях, организация активного досуга, укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности, совершенствование морально-волевых качеств школьников. [3].  Ежегодно мы проводим и участвуем более чем в 50 общешкольных, городских и районных спортивно-массовых мероприятиях, в которых участвуют учащиеся с IXI классов.

   Каждый учащийся в течение года принимает участие в 5 – 6 спортивных  соревнованиях (а некоторые даже больше). Наши учащиеся не лишены честолюбия и хотят быть первыми в городских и районных соревнованиях. С утра до позднего вечера на школьных спортплощадках идут занятия спортивных секций и групп ОФП.

   Именно благодаря активной внеклассной спортивно – массовой работе наши учащиеся успешно выступают на городских, районных, областных соревнованиях.

   Эта работа должна быть массовой. При правильной организации содержание работы тесно связывается с учебными программами, расширяет и углубляет знания, формирует жизненно необходимые двигательные умения. Результат внеклассной спортивно – массовой работы – не только физическая, технико-тактическая подготовленность, но и проявление личности. Личность формируется в деятельности, особенно в коллективной.              

      Администрация и педагогический коллектив школы с большим пониманием относятся к вопросам физического воспитания. Многие педагоги сами занимаются физической культурой. И это служит хорошим примером для наших воспитанников. Физическая культура в нашей школе не последний предмет.

         Правильно поставленная физкультурно-оздоровительная работа в школе – основа здорового образа жизни, укрепления здоровья учащихся. В условиях общеобразовательной школы большое значение придаётся двигательному режиму школьников. От его правильной организации во многом зависит здоровье и работоспособность учащихся.

   Рациональная организация двигательного режима отвечает требованиям времени, обеспечить учащихся ежедневными занятиями физическими упражнениями.

   Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, в известной степени снижает утомление учащихся и повышает эффективность учебной работы [4].

   Средства физической культуры оказывают различное воздействие на психическую напряжённость и психические свойства личности, в частности на агрессивность и тревожность.

   Ещё И. П. Павлов отмечал, что поведенческая деятельность людей носит социальный характер. Конечно, социальные условия влияют на эмоции, поведение, характер, психику людей, особенно молодых. И в сфере спорта это выявляется особенно остро.

   Затяжная социально-экономическая неустойчивость в нашей стране явно сказывается и на школьниках. Учащиеся в трудных, критических ситуациях проявляют агрессивность, тревожность, конфликтность, совершают правонарушения. Всё это в результате влияния на формирования личности.

   В этой педагогической ситуации физкультурно-оздоровительная работа решает не только оздоровительные, образовательные, воспитательные, но и профилактические, коррекционные задачи. Такая работа способна приостановить процессы негативного воздействия на школьников, оздоровить в какой-то мере психическое состояние каждого учащегося и микроклимата в группе школьников [5].

   Очевидно, что физические упражнения, выполняемые системно и целенаправленно, положительно влияют на психофизиологическое развитие школьников.

   К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хоть и понимают его по-своему. Одни внедряют обучающую программу «Уроки здоровья», другие организуют соревнования классов, третье используют универсальную программу, рекомендованную Министерством образования, четвёртые ограничиваются фиточаем и витаминными салатами и т.д.

   Конечно, надо приветствовать любой подобный способ, только важно помнить главное: здоровье – это больше, чем просто отсутствие болезней. И работу по его сохранению и укреплению надо вести целенаправленно нашими, педагогическими методами [6].

   Для внедрения здоровьесберегающих технологий в школе есть несколько направлений; обеспечение безопасной школьной среды; организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью; использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников; правильная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы; формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни; анализ состояния здоровья и учёт результатов по его сбережению.

   Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике.

   С ранней весны до поздней осени занятия провожу на свежем воздухе: на комплексной спортивной площадке в этом году силами ребят и группой учителей была сделана волейбольная площадка. Все занятия стараюсь проводить с высокой моторной плотность.

   Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты.

   Организую дни здоровья и спорта, занятия в кружках общефизической подготовки. Так на базе школы уже второй год работает кружок ОФП для юношей 7-11 классов.

    НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков утверждает, что за последнее время число здоровых школьников уменьшилось в несколько раз. По данным академии РАМН Ю. П. Лисицина, среди факторов, обусловливающих здоровье человека, 20-25% из них приходится на экологические факторы, 20% составляют биологические (наследственные) факторы, 10% выпадает на долю организации системы здравоохранения и 50-55% - на образ жизни. Эти показатели свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своём здоровье.

   Один из путей решения данной проблемы – создание у школьников устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. При этом, на мой взгляд, легче всего такую мотивацию сформировать у детей в туристско-краеведческой деятельности. Причина – в специфике данной деятельности, куда входят освоение детьми основ туризма и ориентирования, участие в соревнованиях, проведение тренировок, участие в многодневных слётах, туристских лагерях, практические занятия в 1 – 3-дневных походах [7].          

    Жизнь любого человека зависит от того, в какой степени он смог самореализоваться, развиться, насколько он здоров и благополучен во всех смыслах этого слова. Но как выполнить все эти условия в постоянно меняющемся мире? Ответ прост, надо заняться туризмом. Что дают занятия туризмом это: активный отдых и физическая закалка, потребность в здоровом образе жизни, увлекает романтика путешествий и новых открытий, знакомство с интересными людьми.

   Велико значение туризма. Где, как не в путешествиях пешком, на велосипедах, на лыжах, можно овладеть основами знаний по топографии, ориентированию, научится оказывать первую помощь пострадавшему. В походах и экскурсиях ребята расширяют и закрепляют знания , полученные на уроках, глубже познают и учатся любить свою Родину, её природу, закаляют свой организм, становятся сильными, крепкими, выносливыми, не боящимися трудностей походной жизни.

      «Лето – есть период не только для учебных занятий, но и время для отдохновения ребёнка» - так было написано в одном из циркуляров Министерства просвещения дореволюционной России. Как жаль, что многие руководители нынешней поры забывают об этом волшебном периоде. Увы, сейчас существует много преград для того, чтобы дети и подростки после учебного года смогли полноценно восстановить свои силы, продолжить занятия своим любимым делом в условиях лагеря.

   Для летнего отдыха используется много различных направлений: загородные детские оздоровительные лагеря; лагеря труда и отдыха; оборонно – спортивные оздоровительные лагеря для молодёжи; оздоровительно – спортивные лагеря спортивной детско-юношеской школы; городские лагеря с дневным пребыванием детей; туристические поездки, походы и экскурсии; временный палаточный лагерь отдыха детей; профильные лагеря. В нашем городе и районе действует много из перечисленных направлений летнего отдыха, но бесспорным лидером в системе летнего отдыха являются профильные лагеря, где ребята собираются по признаку увлечённости общим делом, будь то лагерь юных лидеров, биологов, математиков.

         Когда в прошлом году я стал увлекать туризмом учащихся средней школы № 5 , они не понимали его значение. Но однажды побывав на 10-ом молодёжном туристическом слёте в Торжокском районе вся команда поняла это то, что им не хватало для полного оздоравливания. В головах ребят уже рождались мысли о новых походах и слётах, тем более что школа приобрела туристическое снаряжение.

        В прошлом году 21 марта на базе школы при поддержки администрации школы, комитета по культуре делам молодёжи и спорта мы создали спортивно – туристический клуб «Пятёрочка». В задачи клуба входит развитие и популяризация туризма не только в школе, но и в районе.

   Разумно организованный отдых школьников укрепляет здоровье детей, закаляет их физически, расширяет кругозор, воспитывает высокие моральные качества. Успех в летней работе с детьми во многом зависит от того, насколько глубоко и чётко будет продумано содержание деятельности каждого лагеря, клуба, каждого руководителя.

          Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это их банк на всю жизнь.

           Что же нужно сделать взрослым и как, чтобы дети получили радость от проведённого лета. Широки и разнообразны интересы детей. В дни летних каникул они мечтают посидеть у костра, пойти в поход с ночёвкой, проводить каждый день так, чтобы он был уникальным и запоминающимся.

        Мы взрослые должны сделать всё от нас зависящее, чтобы эти здоровые запросы и стремления ребят были удовлетворены. Туристическая романтика в том и состоит, чтобы дети побольше времени проводили в увлекательных походах, играх, полезных занятиях, которые позволили бы ребятам хорошо отдохнуть, побольше бывать на свежем воздухе, набраться новых сил перед предстоящим учебным годом [8].

   Выводы

·        проводить систематический сбор информации о характере потребностей детей и подростков в занятиях физическими упражнениями и спортом, выявлять и изучать предложения занимающихся по совершенствованию внеклассной работы;

·        обеспечивать (силами администрации школы, учителей и учащихся) качественную информационно-пропагандистскую и просветительно-образовательную поддержку внеклассной работы, направленную на вовлечение максимально возможного количества школьников в активные занятия физическими упражнениями и спортом;

·        расширять перечень культивируемых в школе видов физической активности;

·        привлекать к внеклассной работе сторонних специалистов – квалифицированных тренеров - преподавателей и инструкторов по спорту;

·        проводить занятия в составе небольшой группы (не более 15 занимающихся на одного преподавателя в зависимости от вида спорта);

·        систематически обновлять и совершенствовать материально-техническую базу спортивного сектора школы;

·        большое внимание уделять разнообразию и нестандартности применяемых на занятиях упражнений и условий их выполнения;

·        активнее включать в летний отдых учащихся туристско-краеведческую деятельность;

·        своевременно осуществлять мониторинг качества внеклассной работы и взаимодействия с занимающимися педагогов по физической культуре, силами администрации школы проводить мероприятия по эффективной мотивации учителей (как в форме морального поощрения, так и материального вознаграждения). 

 

 

 

 

 

Литература

1. Карнопольцева Н. А. От учителя – уважительного отношения к здоровью// Физическая культура в школе.- №2.- 2009. С. 53-55.

2. Омаров К. М. Применять в работе всё передовое и лучшее// Физическая культура в школе.-№8.-1989. С. 32.

3. Степанов О. Н. Внеклассная работа глазами учащихся// Физическая культура в школе.-№8.-2003. С. 48-49.

4. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя/ С. А. Баранцев, А. М. Шлемина.-М., Просвещение, 1988.-144с.: ил.

5. Сиваков В. И. Агрессию, Тревожность можно уменьшить// Физическая культура в школе.-№8.-2007. С. 73.

6. Туманов А. Ю. Здороьесберигающие технологии в основных формах занятий// Физическая культура в школе.- №8.-2007. С. 36-37.

7. Зайчиков А. А. Павловская Т. А. Плавание в помощь туризму// Физическая культура в школе.- №8.-2007. С. 63.

8. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. 1-11 классы / Авт.-сост. С. И. Лобачёва.-М.: ВАКО, 2007.- 208с.-(Мозаика детского отдыха).  

 

     

 

 

 

 

 

 

Стулов

Владимир

Евгеньевич                                       г. Нелидово

 
Дата последнего обновления страницы 18.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения