Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

Стулов В. Е.

МОУ средняя школа  № 5 г. Нелидово Тверской области

 

ВОЛЕЙБОЛ.

(девушки)

Пояснительная записка.

 

   В волейбольном кружке могут заниматься дети в возрасте от 12 до 17 лет.

   Программа кружка предусматривает распределение учебно – тренировочного  материала в зависимости от количества часов выделенных на кружок.

   Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

   Задачи кружка заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармонически развитой личности.

    Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка к выполнению контрольных нормативов, подготовка инструкторов и судей по волейболу для школьных соревнований.

     Основной принцип работы кружка по волейболу – выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

    Основой подготовки занимающихся в кружке волейболом является универсальность в овладении технико-тактическими приёмами игры.

    В связи с этим ставятся следующие задачи: укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приём и передача мяча, нападающего удара; обучение простейшим тактическим действиям в нападении и защите; привитие интереса к соревнованиям; выполнение нормативных требований по видам подготовки.

     Учебная группа кружка комплектуются в начале года. Занятия в кружке проводится 2 раза в неделю по 1 ч.

     Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных руководителем кружка совместно с занимающимися.

    В кружок принимаются дети, допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой.

     Занятия по волейболу должны носить учебно – тренировочную, методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры.

     Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, классе, школе. Каждый член кружка должен уметь вести протокол, по форме составлять заявку на участие в соревнованиях.

 

ПРОГРАММА.

    Краткие сведения о игре волейбол. (1 ч.). Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Первые шаги волейбола у нас в стране. Развитие волейбола среди школьников. Соревнования по волейболу среди школьников. Описание игры.

    Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, самоконтроль. (1 ч.). Общий режим дня. Гигиена одежды, обуви. Зависимость проявления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Предупреждение травм при занятиях волейболом.

    Правила игры. (1 ч.) Правила игры в волейбол.

    Общая и специальная физическая подготовка. (27 ч.). Значение общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.

     Гимнастические упражнения. Упражнения со скакалками, набивными мячами (1-2 кг). Упражнения на гимнастических снарядах.

    Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорениями. Прыжки: с места в длину, вверх.

    Подвижные игры.

   Основы техники и тактики игры. Целесообразность применения отдельных технических приёмов в конкретной игровой обстановке. Стойки игрока, перемещения.   

   Основы техники и тактики игры. (38 ч.). Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперёд. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперёд. Двойной шаг вперёд. Сочетание способов перемещений.

    Действия с мячом. Передачи мяча: сверху двумя руками; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнёра; в различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.

   Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая.

  Нападающие удары. Прямой нападающий удар.

  Техника защиты. Действие без мяча. Перемещения и стойки. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперёд. Перемещения приставными шагами лицом вперёд, боком вперёд. Остановка прыжком.

  Действия с мячом. Приём мяча сверху двумя руками: отскочившего от стены, после броска в сторону, после броска через сетку; от нижней подачи; снизу двумя руками: отбивание мяча, наброшенного партнёром – на месте и после перемещений.

   Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи.

   Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3. Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

   Командные действия. Приём нижней подачи и первая передача в зоны 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращён лицом.

   Тактика защиты. Выбор места при приёме нижней подачи. Расположение игроков при приёме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

   Контрольные игры и соревнования. (8 ч.)  Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок.  

   Контрольные испытания. (2 ч.) Сдача контрольных нормативов общей, специальной физической и технической подготовленности.

  

Тематический план занятий на 2009 -2010 г.

(девушки 13 – 15 лет)

 

    

 

 

 

Наименование темы

 

Количество часов

 

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

  1. Краткие сведения о игре волейбол
  2. Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, самоконтроль.
  3. Правила игры.
  4. Общая и специальная физическая подготовка.
  5. Основы техники и тактики игры.
  6. Контрольные игры и соревнования.
  7. Контрольные испытания.

 

 

 

Итого:

 

1

 

1

1

 

27

38

8

2

 

1

 

1

1

 

 

 

 

 

 

27

38

8

2

 

78

3

75

  

Физическое развитие и физическая подготовленность.

 

Содержание требований (вид испытаний)

Девушки

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

Бег 30 м с высокого старта (сек.)

 

Челночный бег 10 * 10 м (сек.)

 

Прыжок в длину с места (см)

 

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

 

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

         сидя (м)

         в прыжке с места (м) 

5,0

 

30,0

 

175

 

40

 

 

 

5,5

 

 

Техническая подготовленность.

Содержание требований (вид испытаний)

Количественный

показатель

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3(2) в зону 4

 

Подача верхняя прямая в пределы площадки

 

Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3

 

Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу

 

Нападающий удар по мячу в пределы площадки

4

 

3

 

3

 

8

 

3

 

Общая физическая подготовка.

(юноши)

Пояснительная записка.

   Занятия в кружке общей физической подготовки являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретение инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой.

   Заниматься в кружке может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

    Программа кружка общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей ( в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.

    Программа кружка предусматривает занятия с юношами 7-11 классов. Занятия планируются проводить два раза в неделю по 2 часа.

     Для занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

    Для того чтобы занятия в кружке проходили интересно и увлекательно занятия должны проходить комплексно, в содержание  которых включаются упражнения из разных видов спорта (лёгкая атлетика, силовая гимнастика, спортивные игры).

    В целях лучшей реализации программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия в кружке с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану.

    Спортивные соревнования в кружке и между другими кружками повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически, в свободное от учёбы время.

    Инструкторские и судейские навыки приобретаются в процессе проведения кружковцем одной из частей практического занятия с группой и судейства соревнований.

     Весь учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на:

·        содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;

·        формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

·        расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

·        закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

·        формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;

·        дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

ПРОГРАММА.

     Физическая культура и спорт в России. (2 ч.) Понятие о физической культуре. Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим.

      Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль. (2 ч.) Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Правила и приёмы закаливания. Вред курения и употребления алкоголя. Правила поведения на стадионе в зале. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах.

     Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. (4 ч.) Правила соревнований по футболу, футзалу, баскетболу.

     Футбол. (63 ч.) Удары на точность, силу и дальность. Остановка мяча. Ведение мяча. Финты. Отбор мяча. Расстановка игроков. Тактика игры в нападении. Групповые и командные действия. Тактика игры в защите. Групповые и командные действия. Соревнования с командами других кружков.

     Баскетбол. (63 ч.) Командные действия в нападении и защите. Техника передвижений. Сочетание способов передвижений с изученными техническими приёмами. Ловля и передача при встречном движении, при поступательном движении. Передачи мяча одной рукой по площадке. Броски мяча двумя руками снизу в движении, одной рукой сверху в прыжке. Обводка противника без зрительного контроля. Финт на рывок, финт на бросок, финт на проход. Выбивание мяча при ведении. Перехват мяча при ведении. Действия одного защитника против двух нападающих. Взаимодействие двух игроков – переключение. Организация командных действий против применения быстрого прорыва.

    Контрольные испытания, соревнования. ( 12 ч.) Выполнение контрольных требований. Участие в соревнованиях.

     Инструкторская и судейская практика. (10 ч.) Проведение (под контролем учителя) занятия с кружком. Судейство соревнований.   

 

Тематический план кружка ОФП

(для юношей 7 -11 классы)

 

 

 

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

Физическая культура и спорт в России

 

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль.

 

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.

 

Футбол

 

Баскетбол

 

Контрольные испытания, соревнования.

 

Инструкторская и судейская практика.

 

Итого:

2

 

2

 

 

4

 

 

63

 

63

 

12

 

10

2

 

2

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

63

 

63

 

12

 

10

 

156

 

8

 

148

 

Физическое развитие и физическая подготовленность.

 

 

Контрольные упражнения

Возраст (лет)

12

13

14

15

16-17

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

Бег 30 м (сек)

 

Бег 60 м (сек)

 

6-минутный бег (м)

 

Прыжок в длину с места (см)

 

Подтягивание (раз)

5,1

 

9,3

 

1300

 

170

 

6

4,9

 

8,5

 

1400

 

190

 

8

4,6

 

8,4

 

1500

 

205

 

10

4,4

 

8,3

 

1500

 

220

 

11

4,3

 

8,2

 

1600

 

230

 

12

 

 

Техническая подготовленность (футбол)

 

 

Контрольные упражнения

Возраст (лет)

12

13

14

15

16-17

1.

 

2.

 

3.

 

4.

Бег 30 м с ведением мяча (с)

 

Удар по мячу на дальность (м)

 

Жонглирование мячом (раз)

 

Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий)

6,3

 

45

 

12

 

5

6,1

 

50

 

14

 

6

5,8

 

55

 

17

 

7

5,6

 

60

 

20

 

7

5,4

 

70

 

24

 

8

             

 

Техническая подготовленность (баскетбол)

 

 

Контрольные упражнения

Возраст (лет)

12

13

14

15

16-17

1.

 

2.

 

3.

 

4.

Ведение мяча 20 м (с)

 

Штрафные броски (из 10 раз)

 

Броски в движении после ведения (из 5)

 

Броски с точек (из 20 раз)

9,5

 

5

 

4

 

10

9,1

 

6

 

4

 

12

8,7

 

6

 

5

 

12

8,2

 

7

 

5

 

14

8,0

 

7

 

5

 

14

 

ВОЛЕЙБОЛ.

(юноши)

Пояснительная записка.

   В волейбольном кружке могут заниматься дети в возрасте от 12 до 17 лет.

   Программа кружка предусматривает распределение учебно – тренировочного  материала в зависимости от количества часов выделенных на кружок.

   Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

   Задачи кружка заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармонически развитой личности.

    Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка к выполнению контрольных нормативов, подготовка инструкторов и судей по волейболу для школьных соревнований.

     Основной принцип работы кружка по волейболу – выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

    Основой подготовки занимающихся в кружке волейболом является универсальность в овладении технико-тактическими приёмами игры.

    В связи с этим ставятся следующие задачи: укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приём и передача мяча, нападающего удара; обучение простейшим тактическим действиям в нападении и защите; привитие интереса к соревнованиям; выполнение нормативных требований по видам подготовки.

     Учебная группа кружка комплектуются в начале года. Занятия в кружке проводится 3 раза в неделю по 1 ч.

     Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных руководителем кружка совместно с занимающимися.

    В кружок принимаются дети, допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой.

     Занятия по волейболу должны носить учебно – тренировочную, методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры.

     Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, классе, школе. Каждый член кружка должен уметь вести протокол, по форме составлять заявку на участие в соревнованиях.

 

ПРОГРАММА.

    Краткие сведения о игре волейбол. (1 ч.). Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Первые шаги волейбола у нас в стране. Развитие волейбола среди школьников. Соревнования по волейболу среди школьников. Описание игры.

    Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, самоконтроль. (1 ч.). Общий режим дня. Гигиена одежды, обуви. Зависимость проявления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Предупреждение травм при занятиях волейболом.

    Правила игры. (1 ч.) Правила игры в волейбол.

    Общая и специальная физическая подготовка. (33 ч.). Значение общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.

     Гимнастические упражнения. Упражнения со скакалками, набивными мячами (1-2 кг). Упражнения на гимнастических снарядах.

    Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорениями. Прыжки: с места в длину, вверх.

    Подвижные игры.

   Основы техники и тактики игры. Целесообразность применения отдельных технических приёмов в конкретной игровой обстановке. Стойки игрока, перемещения.   

   Основы техники и тактики игры. (64 ч.). Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперёд. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперёд. Двойной шаг вперёд. Сочетание способов перемещений.

    Действия с мячом. Передачи мяча: сверху двумя руками; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнёра; в различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.

   Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая.

  Нападающие удары. Прямой нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач.

  Техника защиты. Действие без мяча. Перемещения и стойки. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперёд. Перемещения приставными шагами лицом вперёд, боком вперёд. Остановка прыжком.

  Действия с мячом. Приём мяча сверху двумя руками: отскочившего от стены, после броска в сторону, после броска через сетку; от нижней подачи; снизу двумя руками: отбивание мяча, наброшенного партнёром – на месте и после перемещений; приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4, 3, 2;

   Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2.

   Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи; стоя спиной по направлению; 

   Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3. Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3; при второй передаче зон 6, 1 и 5 с игроком зоны 2 (при приёме от передач и подач).

   Командные действия. Приём нижней подачи и первая передача в зоны 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращён лицом. Приём мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая – игроку, к которому передающий стоит спиной. Система игры со второй передачи и игрока передней линии. 

   Тактика защиты. Выбор места при приёме нижней подачи. Расположение игроков при приёме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3. определение времени рук для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой.

   Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.

   Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (нижней и верхней прямой), когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении.    

   Контрольные игры и соревнования. (15 ч.)  Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок.  

   Контрольные испытания. (2 ч.) Сдача контрольных нормативов общей, специальной физической и технической подготовленности.

 

Физическое развитие и физическая подготовленность.

Содержание требований (вид испытаний)

Юноши

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

Бег 30 м с высокого старта (сек.)

 

Челночный бег 10 * 10 м (сек.)

 

Прыжок в длину с места (см)

 

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

 

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

         сидя (м)

         в прыжке с места (м) 

4,8

 

27,0

 

200

 

50

 

 

 

6,5

10,5

 

Техническая подготовленность.

Содержание требований (вид испытаний)

Количественный

показатель

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3(2) в зону 4

 

Подача верхняя прямая в пределы площадки

 

Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3

 

Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу

 

Нападающий удар по мячу в пределы площадки

 

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5 и 6

 

Блокирование (вдвоём) нападающего удара из зоны 4(2)

4

 

3

 

3

 

8

 

3

 

3

 

3

 

 

 

 
Дата последнего обновления страницы 18.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения