Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

 

Стулов Владимир Евгеньевич,

учитель   физической культуры

МОУ средней школы №5

Сочинение-эссе

«Моя педагогическая философия»

 

            Учитель и ученик… Сегодня они стали свидетелями и непосредственными участниками событий огромной важности – коренных преобразований российского общества, реализации Приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Жизнь взыскательно испытывает сегодня технологии и методики обучения и воспитания, стиль общения педагога с детьми, требует от современного учителя  поиска, творчества, инициативы.

         Российское образование всегда держалось на педагогах-энтузиастах. И сейчас облик российской школы, говоря по-новому, её имидж, определяется деятельностью преданных делу, талантливых, нешаблонно мыслящих учителей, способных оказать помощь детям в выборе их жизненного пути, развить в них творческие способности, уверенность в собственных силах. Учитель - основная фигура реформ в современной школе. От его знаний, педагогического мастерства, активной жизненной позиции в огромной степени зависит успех происходящих перемен. Все человеческие неудачи – это его неудачи, все прекрасные деяния в обществе – это его деяния.

Да, всё начинается с учителя, и без него всё новое, что происходит сейчас в наших школах, может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением… Да, всё начинается с учителя, и потому, наверное, у каждого из нас в душе живёт чувство огромного человеческого признания  тем людям, которые были для нас настоящими учителями, Учителями с большой буквы…

Мне уже почти сорок, это, наверное, тот самый возраст, когда можно объективно оценивать прожитые годы, разбираться в совершённых ошибках, искать причины своих успехов и неудач. Да, как и у каждого человека, в моей жизни были и радости, были и трудности, они были, есть и будут. Но, несмотря на это,  я всегда благодарен тем людям, которые помогли мне достойно пройти путь от бесшабашного мальчишки, росшего без отца и не отличавшегося в школе особой усидчивостью и дисциплинированностью (мать бывала в кабинете директора часто!), до учителя физической культуры, который, думаю, состоялся как человек, как личность и никогда не пожалел, что выбрал школу, учительскую профессию, выбрал именно физкультуру, выбрал своё любимое дело.

Мне очень повезло со школьными учителями, настоящими учителями, к тому же учителями-мужчинами, которых сейчас так не хватает в школах  мальчишкам. Боруленков Михаил Иванович, Чанкин Станислав Филиппович, Боруленков Александр Иванович, Лертшер Рудольф Оттович – эти люди дороги  мне и всему нашему поколению выпускников Монинской (Новосёлковской) средней школы  не только как  мастера своих предметов, а в первую очередь как настоящие педагоги-мужчины, которые благодаря своей требовательности, внимательности, чувству юмора, какой-то особой  учительской интеллигентности были для нас высокоавторитетными людьми.

Удивительно то, что мой учитель физкультуры Лертшер Рудольф Оттович вообще был по специальности учителем географии, но как классный руководитель он нашёл с нами, мальчишками, общий язык именно через физическую культуру, через занятия спортом, которые направляли нашу необузданную энергию в нужное русло. Мы всем своим мальчишеским коллективом  (девочек в классе было только три) строго посещали все спортивные секции, помогали организовывать школьные соревнования, участвовали, независимо от результатов,  во всех соревнованиях районного уровня, вели турнирные таблицы школьных соревнований и дневники туристических походов, выпускали спортивные газеты, регулярно смотрели выпуски спортивных новостей по телевидению и обменивались мнениями, кроме того, сами ремонтировали в школе весь спортивный инвентарь.

У писателя Валентина Распутина есть прекрасный рассказ «Уроки французского». А у меня в жизни были столь же важные «Уроки физической культуры», которые когда-то помогли мне понять, что физкультура – это не только метко бить по мячу или бежать быстрее всех (хотя природные способности для этого у меня, конечно же, были), физкультура – это закалка характера, это сила, энергия, дисциплина, красота, здоровье, подтянутость, это особое состояние души, при котором и учёба легко даётся, и работается с огоньком. С детства я понял, что у учителей физической культуры есть оружие особой силы, способное преобразить «гадких утят»  в «прекрасных лебедей», - это возможность более свободного и непосредственного общения с детьми, которое может быть, при разумном подходе, направлено на благоприятное развитие эмоционального климата, общественного мнения, статуса личности.

Да, физкультура – одно из самых активных средств формирования у человека высоких моральных качеств, но это средство приходит в действие, когда его использует не просто профессионально подготовленный учитель или тренер, а человек, увлечённый своим делом, болеющий за детей и их будущее, человек, у которого есть душа, открытая детям, есть потребность в общении с ними. Таким был мой учитель физкультуры, таким учителем стараюсь быть и я.  Для меня урок физкультуры – это возможность хорошего, доброго, полезного  общения учителя и ученика, общения, которое рождает положительные эмоции. Это фрагмент естественной жизни детей, так как, занимаясь физкультурой и спортом, дети познают мир, пробуют свои силы, развиваются, растут, достигают результатов. Урок физической культуры - это и своего рода театральная постановка, создаваемая учителем-режиссёром для того, чтобы его ученики получили заряд здоровья, ощутили радость бытия, почувствовали, что значит для человека чувство успеха, поддержка команды, коллектива.

Как много сегодня должен знать и уметь школьный учитель физкультуры, чтобы быть нужным  и полезным современным детям! И как жаль, что в нашем обществе, в педагогической среде учителя физкультуры имеют как правило репутацию чудаков  с ограниченным интеллектом, что образ учителя физкультуры везде намеренно утрируется. Давайте вспомним телевизионные юмористические программы, которые смотрят с удовольствием наши дети и их родители. Спортивный костюм с лампасами,  свисток на шее и отсутствие всякой умной мысли на лице … - мы сразу узнаём в образе Игоря Христенко («Кривое зеркало») учителя физической культуры. В сюжете о воронежской учительнице Снежанне Денисовне («Наша Russia») переодетые и загримированные «физкультурник» и «трудовик» изображают перед учащимися начальных классов  группу «Чай вдвоём», чтобы обмануть детей и взять с них деньги за выступление. А образы учителей физкультуры в российских телевизионных сериалах, например, в сериале «Остановка по требованию»! Внешне смешно, а на самом деле больно и обидно, что у учителя физкультуры такое трагикомичное лицо.

Понимаю, что статус учителя физической культуры в обществе повысится только тогда, когда все мы будем предельно добросовестно относиться к своей работе, заниматься самообразованием, в полной мере использовать всё передовое и лучшее, что есть в практике школы, а главное – избавимся от таких привычек, которые не красят мужчину вообще и школьного учителя в частности. 

Многое поменялось сейчас в наших школах: они стали современнее, богаче, демократичнее. Изменилась в лучшую сторону как в городе, так и на селе и материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом.  Мальчишкой я, как и многие мои одноклассники и друзья, мечтал о настоящей спортивной форме, хороших туристических палатках,  пластиковых лыжах. Сегодня всё это есть у ребят. Школа, в которой я работаю,  располагает самым большим и уютным в городе и районе спортивным залом, прекрасным стадионом, спортивными площадками. Для детей открыт кабинет ритмики, где можно заниматься танцами и шейпингом. На балансе школы находится уникальное спортивное сооружение - физкультурно-оздоровительный комплекс. Ежегодно для ребят приобретается современный спортивный инвентарь…

Меняется время, меняется школа. Но дети всегда остаются детьми, а учитель всегда остаётся учителем. Учитель и ученик… они по-прежнему нужны друг другу, нужны, как и раньше, как и много лет назад. Кто-то из мудрецов сказал: «Здоров и счастлив тот, чьи помыслы чисты». Мне кажется, это сказано об учителе, настоящем учителе…а может быть, об ученике, у которого был когда-то хороший учитель, научивший его видеть счастье в любимом деле, которое он продолжает делать с самыми чистыми помыслами.

 
Дата последнего обновления страницы 18.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения