программа по русскому языку, для обучающихся на дому МОУ средней школы № 5 г. Нелидово Тверской области
разработала: Крылова Инна Анатольевна
Пояснительная записка
Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся — это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний — это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.
Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык — это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника — умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст — повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание — являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, основная задача обучения родному языку (в ее общей исходной формулировке) — развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Основные задачи обучения русскому языку в 3 классе разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
-овладение речевой деятельностью в разных ее видах;
-усвоение основ знаний из области фонетики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
-формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
-обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Содержание программного материала в 3 классе построено с учетом возрастных возможностей детей 9-10 лет, обучающихся на дому, особенностей их познавательной деятельности.
Основные вопросы содержания программы.
Курс русского языка в 3 классе представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Он построен таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.
3 класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. На основе знаний состава слова в III классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.
При изучении темы «Части речи» в качестве общих линий изучения выступают следующие:
1. Что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета, признак действия предмета)?
2. На какие вопросы оно отвечает?
3. Как изменяется (или является неизменяемой частью речи)?
4. С какой частью речи чаще всего связано в предложении?
5. Каким членом предложения чаще всего является?
Характерно, что в 3 классе изучается род имен существительных, прилагательных и глаголов в прошедшем времени, идет первоначальное ознакомление со склонением имен существительных. В этой же теме осуществляется знакомство с лексическими понятиями.
При изучении темы «Состав слова» идет ознакомление с понятиями «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставок.
В теме «Предложение» расширяются знания о главных и второстепенных членах, о связи слов в предложении, что происходит, прежде всего в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным является также ознакомление с видами предложений по цели высказывания и по интонации.
В разделе «Связная речь» центральное место отводится формированию речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание высказываний. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме, только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается.
Основные компоненты работы с текстом:
-понятие «текст» (два или несколько предложений, связанных по смыслу);
-формирование умения различать текст и предложения, не объединенные общей темой;
-тема текста; умение определить тему текста, т. е. кратко назвать то, о чем говорится в тексте;
-основная мысль текста; умение определить (с помощью учителя) основную мысль текста;
-заголовок текста; умение озаглавить текст, опираясь на его тему или основную мысль;
-построение (структура) текста; умение разделить на части текст-повествование (начало, основная часть, концовка);
-связь между частями текста с помощью слов вдруг, однажды, потом и до; -умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или основная часть и концовка;
-виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление);
-понятие об изложении; умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера (с элементами описания и рассуждения) по готовому, коллективно или самостоятельно составленному плану;
понятие о сочинении (устном и письменном); умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту; умение записывать текст с предварительной коллективной подготовкой.
В процессе работы с текстом учитываются три его стороны: содержание, структура, изобразительные средства.
В раздел «Связная речь» включена тема «Речевая этика». Речевая этика (или этикет) представляет собой правила речевого поведения человека в определенных ситуациях и вежливого общения с собеседником. Основная
Задача этой темы - заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное — доброжелательное отношение к людям.
В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее достоверными нормами литературного языка: правильное произношение слов (орфоэпические нормы), правильное построение предложений и употребление грамматических форм слов (грамматические нормы), употребление слов с учетом их смысловой сочетаемости (правила словоупотребления).
Важно заметить, что ознакомление с нормами литературного языка, изобразительными средствами речи результативно в том случае, если систематически проводить анализ текстов-образцов и тем самым развивать свойственное ребенку языковое чутье, внимание к правильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов. Полезно наблюдать за стилистически точным употреблением слов в авторских текстах в зависимости от цели высказывания и проводить анализ, почему уместно именно это слово, а не его синоним.
Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, с внеклассными занятиями по предмету, с написанием изложений и сочинений, с уроками чтения. Надо учить детей исправлять речевые ошибки и пользоваться различными словарями. Это естественный путь к овладению нормами русского языка.
С целью речевого развития учащихся считаю уместным знакомство третьеклассников со сложными предложениями и предложениями с прямой речью при подготовке к изложениям и сочинениям, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в творческих работах. Известно, что младшие школьники как в устной, так и в письменной речи широко используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Именно в процессе общения возникает потребность выяснить структуру предложения, особенности его употребления. Такой метод пропедевтического (предварительного, неполного) изучения можно рассматривать как практическое перспективное ознакомление с элементами теории языка на речевой основе и применять его в повседневной работе с детьми. Этот подход целесообразно использовать, например, и для практического ознакомления с наиболее распространенными способами образования слов: суффиксальным (библиотека - библиотек-арь, кни-га - книж-н-ый), префиксальным (ехать- под-ехать, город - при-город), префиксально-суффиксальным (окно - под-окон-ник, дорога - по-дорож-ник.
Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений. Необходимо ставить перед учащимися познавательную задачу, побуждать находить способы ее решения, проводить анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложность. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.
Приоритетным направлением программы является формирование у учащихся навыков грамотного письма. Орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила включены в грамматические темы, связанные с изучаемым орфографическим материалом.
Одной из важных задач программы является также формирование навыков каллиграфически правильного написания слов.
В 3 классе обучение каллиграфии строится с учетом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, ее соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребенка уверенность в правильном написании и серьезно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы над совершенствованием каллиграфически правильного письма. 7—8 минут на уроке русского языка отводится для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определенной группы букв и написать 2—3 строчки слогов и слов. Кроме того, на протяжении всего урока необходимо выполнять упражнения на развитие каллиграфической зоркости и глазомера, учить самоконтролю за правильным начертанием букв, аккуратности, совершенствовать ритмичность и скорость письма. Этому способствует строгая дозировка объема письменных заданий на уроке, спокойная рабочая обстановка, систематическая проверка тетрадей, наличие наглядных пособий по технике письма.
Распределение учебного времени по темам.
Всего на изучение русского языка в 3 классе отводится 35 часов.
(Из расчета 1 час в неделю.)
Повторение.
Предложение, текст, слово — единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный ь и ь — показатель мягкости согласных. Сочетания жи — ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путем изменения формы слова и подбора однокоренных: доски — доска, соль — солить, площади — площадка.
Предложение. Словосочетание.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Текст
Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов (например: еж, зверек, ежик, колючий комочек и т. п.). Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.
Состав слова
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку - печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать - вяжет и др. (ознакомление).
Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Разделительный ъ в словах с приставками. Сопоставление ъ и ь.
Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов -оные-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-. -оват-, -еват- (ознакомление).
Лексика.
Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление ).
Части речи.
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлоги, союзы).
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имен существительных: солнце. озеро. Изменение имен существительных по числам и падежам.
Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Умение пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов.
Текст. Развитие связной речи.
( Изучение текста и работа над развитием речи проводится в течение всего учебного года. Уроки по развитию речи входят в количество часов изучаемых тем).
Общее понятие о видах текстов : повествование, описание, рассуждение и стилях речи (разговорный, деловой, художественный).
Изложение текста-повествования по коллективно или самостоятельно составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близкие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т. п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление устных текстов-рассуждений делового стиля.
Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение.
Повторение изученного за год
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса.
Обучающиеся должны знать:
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, гл! гол, предлог;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные.
Обучающиеся должны уметь:
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
интонационно правильно произносить предложения;
писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ-рассуждение.