Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

 

программа по русскому языку, для обучающихся на дому   МОУ средней школы № 5        г. Нелидово Тверской области

 разработала: Крылова Инна Анатольевна

Пояснительная записка

   Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, познания окружающего мира. Именно в процессе об­щения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, по­нимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.

   Языковое образование и речевое развитие учащихся — это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле по­нимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по язы­ку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на кото­ром происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний — это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоцио­нальное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими каче­ствами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.

   Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школь­ника родной язык — это не только предмет изучения, но и сред­ство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специаль­ные речевые умения младшего школьника — умение анализиро­вать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст — повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его со­держание — являются для него и общеучебными умениями. По­этому речевая направленность обучения родному языку понима­ется и как установка на овладение средствами познания.

Таким образом, основная задача обучения родному языку (в ее общей исходной формулировке) — развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

   Основные задачи обучения русскому языку в 3 классе разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

-овладение речевой деятельностью в разных ее видах;

-усвоение основ знаний из области фонетики, грам­матики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

-формирование каллиграфических, орфографических и пунк­туационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприя­тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись­менной форме;

-обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова­рями разных типов;

-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школь­ника.

   Содержание программного материала в 3 классе построено с учетом возрастных возможностей детей 9-10 лет, обучающихся на дому, особенностей их познавательной деятельности.

 

Основные вопросы содержания программы.

    Курс русского языка в 3 классе представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимо­действующих между собой. Он построен таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, пред­ложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенно­сти, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и пра­вильно понимать мысли других людей.

       3 класс занимает центральное место в обучении млад­ших школьников русскому языку по всем основным разделам прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилага­тельное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суф­фикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Дети изу­чают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. На основе знаний состава слова в III классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глу­хих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а так­же навыков правописания приставок.

   При изучении темы «Части речи» в качестве общих линий изучения выступают следую­щие:

1.  Что обозначает слово (предмет,  признак предмета, дей­ствие предмета, признак действия предмета)?

2.  На какие вопросы оно отвечает?

3.  Как    изменяется   (или    является    неизменяемой    частью речи)?

4.  С какой частью речи чаще всего связано в предложении?

5.  Каким членом предложения чаще всего является?

   Характерно, что в 3 классе изучается род имен существительных, прилагательных и глаголов в прошед­шем времени, идет первоначальное    ознакомление    со    склонением    имен    существительных.  В этой же теме осуществляется знакомство с лексическими понятиями.

   При изучении темы «Состав слова» идет ознакомление  с  понятиями  «приставка»,  «суффикс»,  «окончание»,  а  также формирование  навыков  правописания  корня и приставок.

   В теме «Предложение» расширяются знания о главных и второстепенных членах, о связи слов в предложении,  что происходит, прежде всего в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным яв­ляется также ознакомление с видами предложений по цели высказывания и по интонации.

   В разделе «Связная речь» центральное место отводится фор­мированию речевых умений, обеспечивающих восприятие и вос­произведение текста и создание высказываний. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме, только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается.

   Основные компоненты работы с текстом:

-понятие «текст» (два или несколько предложений, связанных по смыслу);

-формирование умения различать текст и предложе­ния, не объединенные общей темой;

-тема текста; умение определить тему текста, т. е. кратко на­звать то, о чем говорится в тексте;

-основная мысль текста; умение определить (с помощью учите­ля) основную мысль текста;

-заголовок текста; умение озаглавить текст, опираясь на его тему или основную мысль;

-построение (структура) текста; умение разделить на части текст-повествование (начало, основная часть, концовка);

-связь между частями текста с помощью слов вдруг, однаж­ды, потом и до; -умение найти слово, с помощью которого связа­ны  основная  часть и  начало или основная часть и  концовка;

-виды текстов: повествование, описание, рассуждение (озна­комление);

-понятие об изложении; умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера (с элементами описания и рассуждения) по готовому, коллективно или самостоятельно со­ставленному плану;

понятие о сочинении (устном и письменном); умение состав­лять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту; уме­ние записывать текст с предварительной коллективной под­готовкой.

   В процессе работы с текстом учитываются три его стороны: содержание, структура, изобразительные средства.

   В раздел «Связная речь» включена тема «Речевая этика». Речевая этика (или этикет) представляет собой правила речево­го поведения человека в определенных ситуациях и вежливого общения с собеседником. Основная

Задача этой темы - заложить  основы  культурного  общения,  сформировать коммуникативные умения, а главное — доброжелательное отношение к людям.

   В целях повышения культуры речи программа предусматри­вает ознакомление с некоторыми наиболее достоверными норма­ми литературного языка: правильное произношение слов (орфо­эпические нормы), правильное построение предложений и употребление граммати­ческих форм слов (грамматические нормы), употребление слов с учетом их смысло­вой сочетаемости (правила словоупотребления).

   Важно заметить, что ознакомление с нормами литературного языка, изобразительными средствами речи результативно в том случае, если систематически проводить анализ текстов-об­разцов и тем самым развивать свойственное ребенку языковое чутье, внимание к правильному употреблению слов, словосочета­ний и фразеологизмов. Полезно наблюдать за стилистически точным употреблением слов в авторских текстах в зависимости от цели высказывания и проводить анализ, почему уместно именно это слово, а не его синоним.

   Работа над нормами литературного языка носит практиче­скую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, с вне­классными занятиями по предмету, с написанием изложений и сочинений, с уроками чтения. Надо учить детей исправлять рече­вые ошибки и пользоваться различными словарями. Это естест­венный путь к овладению нормами русского языка.

   С целью  речевого развития учащихся считаю уместным знакомство третьеклассников со сложными предложениями и предложениями с прямой речью при подготовке к изложениям и со­чинениям, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в творческих работах. Известно, что младшие школьники как в устной, так и в письменной речи широко используют сложносочи­ненные и сложноподчиненные предложения. Именно в процессе общения возникает потребность выяснить структуру предложения, особенности его употребления. Такой метод пропедевтического (предварительного, неполного) изучения можно рассматривать как практическое перспективное ознакомление с элементами теории языка на речевой основе и применять его в повседневной работе с детьми. Этот подход це­лесообразно использовать, например, и для практического озна­комления с наиболее распространенными способами образова­ния слов: суффиксальным (библиотека - библиотек-арь, кни-га - книж-н-ый), префиксальным  (ехать- под-ехать, город - при-город), префиксально-суффиксальным (окно - под-окон-ник, дорога - по-дорож-ник.

   Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений. Необходимо ставить перед учащимися познавательную задачу, побуждать находить способы ее решения, проводить анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложность. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфогра­фических,  грамматических,  речевых  задач.  Ученик  активен в процессе познавательной деятельности.

   Приоритетным направлением программы является формирование у учащихся навыков грамотного письма. Орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила включены в грамматические темы, связанные с изучаемым ор­фографическим материалом.

   Одной из важных задач программы является также формирование навыков каллиграфически правильного написания слов.

В 3 классе обучение каллиграфии строится с учетом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почер­ка. Дифференцированный подход является ведущим методиче­ским условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тет­радях письменного образца буквы, ее соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невни­мание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребенка уве­ренность в правильном написании и серьезно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы  над совершенство­ванием каллиграфически правильного письма. 7—8 минут на уроке русского языка отводится для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать обра­зец каллиграфически правильного написания определенной группы букв и написать 2—3 строчки слогов и слов. Кроме того,  на протяжении всего урока необходимо выполнять упражнения на   развитие каллиграфической зоркости и глазомера, учить самоконт­ролю за правильным начертанием букв, аккуратности, совершен­ствовать ритмичность и скорость письма. Этому способствует строгая дозировка объема письменных заданий на уроке, спокой­ная рабочая обстановка, систематическая проверка тетрадей, наличие наглядных пособий по технике письма.

Распределение учебного времени по темам.

 

   Всего на изучение русского языка в 3 классе отводится 35 часов.

   (Из расчета 1 час в неделю.)

Повторение.

  Предложение, текст, слово — единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила пере­носа слов. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный ь и ь — показатель мягкости согласных. Сочетания жи ши, чаща, чущу, чк, чн, чт. Слова с двой­ными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путем из­менения формы слова и подбора однокоренных: доски доска, соль солить, площади площадка.

Предложение. Словосочетание.

   Виды предложений по цели высказывания (повествователь­ное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклица­тельное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое — глав­ные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предло­жения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и за­висимое слово в словосочетании.

 

Текст

   Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложе­ний в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов (например: еж, зверек, ежик, колючий ко­мочек и т. п.). Виды текстов: повествование, описание, рассужде­ние (ознакомление). Опорные слова в тексте.

 

Состав слова

   Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых час­тях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюде­ния над изменением формы слова с помощью окончаний и обра­зованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова  и  формы одного  и того же слова (сопоставление).

   Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непрове­ряемых безударных гласных в корне слова. Правописание пар­ных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку - печь, лицо личный, бег бежать, верх вершина, вязать - вяжет и др. (ознакомление).

   Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Разделительный ъ в словах с приставками. Со­поставление ъ и ь.

   Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения за лексиче­ским значением слов, образованных с помощью суффиксов. Пра­вописание суффиксов -оные-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-. -оват-, -еват- (ознакомление).

Лексика.

  Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Си­нонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление ).

 

Части речи.

   Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числитель­ное, предлоги, союзы).

   Имя существительное как часть речи: общее значение, вопро­сы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нари­цательные. Заглавная буква в собственных именах существитель­ных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имен существительных: солнце. озеро. Изменение имен существительных по числам и падежам.

   Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существитель­ных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, нож­ницы).

   Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро­сы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и про­тивоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.

   Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в пред­ложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовер­шенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (ан­тонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выра­жения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Умение пользоваться толковым словарем, словарем синони­мов, антонимов.

 

 

Текст. Развитие связной речи.

( Изучение текста и работа над развитием речи проводится в течение всего учебного года. Уроки по развитию речи входят в количество часов изучаемых тем).

 

   Общее понятие о видах текстов : повествова­ние, описание, рассуждение и стилях речи (разговорный, дело­вой, художественный).

   Изложение текста-повествования по коллективно или само­стоятельно составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близ­кие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскур­сиях и т. п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. На­писание короткого письма о своих делах с элементами рассужде­ния, описания или повествования. Составление устных текстов-рассуждений делового стиля.

 Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравле­ние, просьба, извинение.

 

Повторение изученного за год

   Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

 

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса.

Обучающиеся должны знать:

части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

части речи: имя существительное, имя прилагательное, гл! гол, предлог;

члены  предложения:  главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные.

Обучающиеся должны уметь:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфо­граммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безудар­ные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

производить разбор слов по составу: находить окончание, вы­делять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилага­тельных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответст­вии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошед­шем времени — по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы,  антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предло­жении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: опреде­лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

интонационно правильно произносить предложения;

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или само­стоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение пове­ствовательного характера по сюжетной картинке, личным на­блюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

 
Дата последнего обновления страницы 04.11.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения