Подготовила:
учитель начальных классов МОУ средней школы №5
Крылова И.А.
Пояснительная записка.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.
Данный курс нацелен на развитие связной речи ребенка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Учет психологических особенностей детей 5-6-летнего возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей проведения занятий: оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток, их смена; использование игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой. Данный курс рассчитан на 20 занятий по 30 минут каждое, один раз в неделю.
При построении данного курса придерживаюсь следующих принципов:
Доступность- изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому, с подробным пояснением.
Занимательность. Дети 6 лет чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают определенные трудности с дисциплиной. Дошкольники впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, шарады, физкультминутки, дидактические задания ит.д. Но игры в школе- прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно думать. Это период перехода от игры к учению.
Наглядность - на занятиях к детям приходят, предлагая интересные игры и задания, сказочные персонажи и любимые игрушки. Также используются картинки и иллюстрации для пересказов и составления предложений, рассказов.
Опора на жизненный опыт ребенка. При составлении рассказа по картинке, увидев знакомое животное или предмет, могут использовать свои знания для составления предложений.
К концу курса дошкольники должны уметь:
-называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять места звука в слове;
-правильно согласовывать слова в предложении;
-составлять простые и сложные предложения;
-владеть диалогической и монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их;
-составлять рассказы о предметах по картинке или серии сюжетных картинок;
-описывать события, которые с ними произошли - это поможет раз
вить творческое мышление и совершенствовать связную речь.
Назначение данного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, на развитие связной речи ребенка.
Тематика занятий.
№ п/п |
Название |
Количество часов |
1 |
Звуковая культура речи. |
1 |
2. |
Звуки. |
2 |
3. |
Развиваем словарный запас. |
2 |
4. |
Правильное употребление слов - название предметов, признаков, действий; объяснение их значений. |
1 |
5. |
Чистоговорки, скороговорки, загадки. |
1 |
6. |
Развиваем свою речь. |
2 |
7. |
Простые и сложные предложения. |
1 |
8. |
Составление рассказа по картинке или сюжетным картинкам. |
2 |
9. |
Пересказ знакомой сказки. |
1 |
10. |
Составление рассказов о предметах по плану, по картинке или серии картинок. |
2 |
11. |
Мои любимые игрушки. Описываем свою игрушку. |
1 |
12. |
Грамматические навыки |
2 |
13. |
Совершенствуем связную речь. Фантастические рассказы. |
1 |
14. |
Итоговое занятие. |
1 |
Литература:
« Уроки правильной речи» ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005 г.
Серия «Готовимся к школе» «Занимательная логопедия» 2007 г.
«Научите меня говорить правильно!» Издательский дом «Литера» 2005г.