Ход урока
1. Организационный момент.
2. Пришла, улыбнулась-
Утихли метели,
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора!»
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песню, всматриваться в её краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, шепчут первые листочки деревьев. Весной восхищаются все, а многие писатели, художники и музыканты отображают её в своих произведениях.
У весны три долга, три завета.
1 – тьму зимнюю одолеть, с этим март - справляется
2 – снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель её из ручьев живой водой отпаивает.
3- теплую землю в зелень убрать, это делает май. Он лето наряжает, лето в гости ожидает.
- Давайте вспомним с уроков природоведения основные признаки весенних месяцев.
3. МАРТ
- В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц и назван март.
Март первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и морозы иной раз так ударят не хуже, чем в декабре. А то глядишь и метель разыграется, что кажется, будто снова вернулась зима. Солнце светит ослепительно, свет от него не такой как бывает зимой. Лучи солнца греют лицо, руки. Небо синее-синее, и по нему словно белые комья ваты плывут пушистые облака.
Начинается таянье снегов. Вокруг деревьев проталинки. В полях журчат еще маленькие ручейки.
И.А. – Ручьи, проталины, первые кучевые облака – это и есть самое начало весны, весны света.
-Первыми приносят весну на крыльях птицы. Представьте, что мы с вами на лесной поляне, где весело щебечут птицы.
4.ЗАПИСЬ ПТИЦ.
5.АПРЕЛЬ.
- Слово апрель латинского происхождения. Оно означает «теплый, солнечный».
Тает последний снег, земля прогревается солнцем, оживает, появляется первая травка .
- Дети, какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (Музыка)
-Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Подснежник» (Апрель). Вслушайтесь в звуки и постарайтесь представить весеннюю картину.
СЛАЙД ПОДСНЕЖНИКИ, МУЗЫКА И Я ГОВОРЮ.
-Под дуновением легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы – подснежники. Пришла весна, ярче стало светить солнце, запели птички, расцвел подснежник.
6.МАЙ.
- Это слово произошло собственного имени МАЙЯ. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.
- Май – месяц первоцветов- подснежников и радостных концертов птиц. Солнце сильно пригревает. Небо голубое, у большинства деревьев начинают понемногу развертываться листочки. В последние дни апреля в начале мая случаются первые грозы.
7.Слово предоставляю лирикам.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождит брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.
И гам лесной и шум нагорный-
все вторит весело громам. (Тютчев)
Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака! (Баратынский)
Черемуха душистая с весной расцвела
И ветки золотистые, что кудри завела.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сияет в серебре.
А рядом у проталинки в траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
- Картина И.К.Саврасова «Грачи прилетели»
Саврасов изобразил приход весны. На полотне только серые и темные краски. Этим автор показывает, что весна ещё ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на теплую весну.
- Картина И.И.Левитана «Март» пронизана трепетным дыханием жизни, чувством взволнованного ожидания весны. В картине передана весенняя яркость неба, желтый солнечный свет. Теплую ноту в пейзаж вносит незримое присутствие человека. По этой картине мы писали сочинение на уроке русского языка.
- Откройте учебник чтения на стр.. Найдите стихотворение нашего земляка Сергея Антоновича Клычкова «Весна в лесу». С.А. из деревни Дубровки Тверской области. Прочитайте,
- как поэту удается показать , что наступает весна и природа оживает.
- какими поэт видит лесных птиц и зверей?
- с каким чувством рассказывает поэт о приходе весны?
8.Весна волновала сердца не только поэтов и композиторов, но и художников.
СЛАЙДЫ
- Картина И.К.Саврасова «Грачи прилетели»
Саврасов изобразил приход весны. На полотне только серые и темные краски. Этим автор показывает, что весна ещё ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на теплую весну.
- Картина И.И.Левитана «Март» пронизана трепетным дыханием жизни, чувством взволнованного ожидания весны. В картине передана весенняя яркость неба, желтый солнечный свет. Теплую ноту в пейзаж вносит незримое присутствие человека. По этой картине мы писали сочинение на уроке русского языка.
- Ещё одна картина Левитана «Весна. Большая вода.»
Остановимся подробнее.
- Какие признаки говорят о том, что наступила весна?
(светит солнце, тает снег, много света)
- Какой месяц изображен на картине? (апрель, на водоемах тает лед, разлив рек)
-Почему вода занимает большее место в картине? (вода затопила все)
- Какая вода в реке? (чистая, прозрачна. Холодная, светлая)
- С чем можно её сравнить? (с зеркалом)
-Почему?
-Если нижнюю часть картины занимает вода, то верхнюю?
- Какое оно? (лазурное, ласковое, ясное, бездонное)
- С чем можно сравнить облака?
- Середину картины занимают деревья, как выглядит роща?
- Подберите эпитеты. (березки белоствольные, тонкие, стройные, изящные, легкие. Осина старая, корявая. Ёлочка стройная, зеленая)
-Художник любуется весной. Передает свое настроение. Мы чувствуем, как дорога его сердцу родная природа.
- О чем вы должны помнить, находясь на природе, любуясь её красотой? ( О бережном отношении к ней)
- На протяжении всего урока мы наблюдали, как поэты, композиторы, художники изображают пробуждение весны в своих творениях. Итогом нашего урока станет работа, которую мы выполним вместе. У каждой группы определенное задание. Выполнив его, мы оформим картину, которую назовем «Здравствуй, весна!»
9.ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ
Итог
- мне понравилось как вы красиво и выразительно читали стихи, отвечали на мои вопросы работали на уроке. Пусто каждый оценит свою работу на уроке. В конвертах кружки, если вы считаете что работали на «5»- возьмите желтый кружок, «4» - зеленый.
Группа 1
Распределите работу так, чтобы сделать её быстро и правильно:
1. Закрасить листы тем цветом, каким вы считаете бывает небо весной.
2. Вырезать из белой бумаги облака и приклеить.
3. Приклейте солнце так, чтобы было видно, что оно весеннее.
4. Придумайте двустишее.
Группа 2
Распределите работу так, чтобы сделать её быстро и правильно:
1. Нарисуйте весенние кусты и деревья (не очень много)
2. Приклейте птиц
3. Можно сделать фон голубым цветом.
4. Придумайте двустишее.
Группа 3
Распределите работу так, чтобы сделать её быстро и правильно:
1. Нарисуйте весенний ручеёк. (не забудьте , что у ручейка может быть волна)
2. Приклейте кораблик, который плывет по ручью.
3. Придумайте двустишее.
Группа 4
Распределите работу так, чтобы сделать её быстро и правильно:
1. Листы закрасьте тем цветом, чтобы было видно, что это весенняя полянка.
2. Приклейте весенние цветы.
3. Придумайте двустишее.