Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

 

Интегрированный урок изобразительного искусства в 4 классе

«Здравствуй, весна!»

Подготовила: учитель начальных классов Крылова И.А.

 

Цель: дать представление об изменениях в жизни растений весной, показать пробуждение весны, радость весеннего дня, создаваемого словами, звуками и красками, учить понимать прекрасное, способствовать развитию творческой активности.

Оборудование: слайды с изображениями картин русских художников, запись голоса птиц, принадлежности к урокам рисования, учебник чтения 4 класс.

 

Ход урока

1.    Организационный момент.

2.    Пришла, улыбнулась-

Утихли метели,

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели:

«Вить гнезда пора!»

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песню, всматриваться в её краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, шепчут первые листочки деревьев. Весной восхищаются все, а многие писатели, художники и музыканты отображают её в своих произведениях.

 У весны три долга, три завета.

1 – тьму зимнюю одолеть, с этим март - справляется

2 – снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель её из ручьев живой водой отпаивает.

3- теплую землю в зелень убрать, это делает май. Он лето наряжает, лето в гости ожидает.

- Давайте вспомним с уроков природоведения основные признаки весенних месяцев.

3. МАРТ

- В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц и назван март.

Март первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и морозы иной раз так ударят не хуже, чем в декабре. А то глядишь и метель разыграется, что кажется, будто снова вернулась зима. Солнце светит ослепительно, свет от него не такой как бывает зимой. Лучи солнца греют лицо, руки. Небо синее-синее, и по нему словно белые комья ваты плывут пушистые облака.

 Начинается таянье снегов. Вокруг деревьев проталинки. В полях журчат еще маленькие ручейки.

 И.А. – Ручьи, проталины, первые кучевые облака – это и есть самое начало весны, весны света.

-Первыми приносят весну на крыльях птицы. Представьте, что мы с вами на лесной поляне, где весело щебечут птицы.

4.ЗАПИСЬ ПТИЦ.

5.АПРЕЛЬ.

- Слово апрель латинского происхождения. Оно означает «теплый, солнечный».

Тает последний снег, земля прогревается солнцем, оживает, появляется первая травка .

- Дети, какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (Музыка)

-Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Подснежник» (Апрель). Вслушайтесь в звуки и постарайтесь представить весеннюю картину.

СЛАЙД ПОДСНЕЖНИКИ, МУЗЫКА И Я ГОВОРЮ.

-Под дуновением легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки  первые цветы – подснежники. Пришла весна, ярче стало светить солнце, запели птички, расцвел подснежник.

6.МАЙ.

 

- Это слово произошло собственного имени МАЙЯ. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

 

- Май – месяц первоцветов- подснежников и радостных концертов птиц. Солнце сильно пригревает.  Небо  голубое, у большинства деревьев начинают понемногу развертываться листочки. В последние дни апреля в начале мая случаются первые грозы.

 

7.Слово предоставляю лирикам.

 

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождит брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной и шум нагорный-

 все вторит весело громам. (Тютчев)

 

Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака! (Баратынский)

 

Черемуха душистая с весной расцвела

И ветки золотистые, что кудри завела.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом у проталинки в траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей. 

- Картина  И.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Саврасов изобразил приход весны. На полотне только серые и темные краски.  Этим автор показывает, что весна ещё ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на теплую весну.

 - Картина И.И.Левитана «Март» пронизана трепетным дыханием жизни, чувством взволнованного ожидания весны. В картине передана весенняя яркость неба, желтый солнечный свет. Теплую ноту в пейзаж вносит незримое присутствие человека. По этой картине мы писали сочинение на уроке русского языка.

- Откройте учебник чтения на стр.. Найдите стихотворение нашего земляка Сергея Антоновича Клычкова «Весна в лесу». С.А.  из деревни Дубровки Тверской области. Прочитайте,

- как поэту удается показать , что наступает весна и природа оживает.

- какими поэт видит лесных птиц и зверей?

- с каким чувством рассказывает поэт о приходе весны?

 8.Весна волновала сердца не только поэтов и композиторов, но и художников.

СЛАЙДЫ

- Картина  И.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Саврасов изобразил приход весны. На полотне только серые и темные краски.  Этим автор показывает, что весна ещё ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на теплую весну.

 

- Картина И.И.Левитана «Март» пронизана трепетным дыханием жизни, чувством взволнованного ожидания весны. В картине передана весенняя яркость неба, желтый солнечный свет. Теплую ноту в пейзаж вносит незримое присутствие человека. По этой картине мы писали сочинение на уроке русского языка.

 

- Ещё одна картина Левитана «Весна. Большая вода.»

Остановимся подробнее.

- Какие признаки говорят о том, что наступила весна?

 (светит солнце, тает снег, много света)

- Какой месяц изображен на картине? (апрель, на водоемах тает лед, разлив рек)

-Почему вода занимает большее место в картине? (вода затопила все)

- Какая вода в реке? (чистая, прозрачна. Холодная, светлая)

- С чем можно её сравнить? (с зеркалом)

-Почему?

-Если нижнюю часть картины занимает вода, то верхнюю?

- Какое оно? (лазурное, ласковое, ясное, бездонное)

- С чем можно сравнить облака?

- Середину картины занимают деревья, как выглядит роща?

-  Подберите эпитеты.  (березки белоствольные, тонкие, стройные, изящные, легкие. Осина старая, корявая. Ёлочка стройная, зеленая)

-Художник любуется весной. Передает свое настроение. Мы чувствуем, как дорога его сердцу родная природа.

- О чем вы должны помнить, находясь на природе, любуясь её красотой? ( О бережном отношении к ней)

- На протяжении всего урока мы наблюдали, как поэты, композиторы, художники изображают пробуждение весны в своих творениях. Итогом нашего урока станет работа, которую мы выполним вместе. У каждой группы определенное задание. Выполнив его, мы оформим картину, которую назовем «Здравствуй, весна!»

9.ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ

Итог

- мне понравилось как вы красиво и выразительно читали  стихи, отвечали на мои вопросы работали  на уроке. Пусто каждый оценит свою работу на уроке. В конвертах кружки, если вы считаете что работали на «5»- возьмите желтый кружок, «4» - зеленый.

Группа 1

Распределите работу так, чтобы сделать её быстро и правильно:

1.    Закрасить листы тем цветом,  каким вы считаете бывает небо весной.

2.    Вырезать из белой бумаги облака и приклеить.

3.    Приклейте солнце так, чтобы было видно, что оно весеннее.

4.    Придумайте двустишее. 

 Группа 2

Распределите работу так, чтобы сделать её быстро и правильно:

1.    Нарисуйте весенние кусты и деревья (не очень много)

2.    Приклейте птиц

3.    Можно сделать фон голубым цветом.

4.    Придумайте двустишее. 

 Группа 3

Распределите работу так, чтобы сделать её быстро и правильно:

1.    Нарисуйте весенний ручеёк. (не забудьте , что у ручейка может быть волна)

2.    Приклейте кораблик, который плывет по ручью.

3.    Придумайте двустишее. 

 

Группа 4

Распределите работу так, чтобы сделать её быстро и правильно:

1.    Листы закрасьте тем цветом, чтобы было видно, что это весенняя полянка.

2.    Приклейте весенние цветы.

3.    Придумайте двустишее.

 

 
Дата последнего обновления страницы 16.05.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения