Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

 

Конспект урока по окружающему миру   4 класс

Тема: «Леса России»

Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознако­мить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: смешанным и широколиственным лесом; познакомить с расти­тельным и животным миром; развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной лите­ратурой, гербарием.

Оборудование: карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка.

Ход    урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Звучит запись «Голоса птиц».

 Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

 Что там шепчешь на заре,

 Весь в росе как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

(С. Погореловский)

-     В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспеди­ция?

 (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)

-     Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, -

«Леса России» (записать на доске и в тетрадях).

-     А что мы будем изучать?

(Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

-     Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес...»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)

-   Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на
вопрос: Почему одни леса темные, а другие - светлые? Но об этом
немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не
приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие пу­тешествия.

Н. Проверка знаний и умений

1. Фронтальная работа.

-   По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем заня­тии? (Это была зона тундры.)

-   Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.
Заслушивается ответ ученика и дополнения класса.

Конкурс рисунков: «Какой я представляю себе тундру» с кратким ком­ментированием.

-   О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать однокласс­никам?

Заслушивание сообщений, приготовленных дома.

-   Какое сообщение вам понравилось больше и почему?

2.  Выполнение теста.
Тест «Тундра»

1.  Зона тундры расположена ...

а)  севернее арктических пустынь;

б)  южнее арктических пустынь.

2.  Тундра расположена ...

а)  на равнинах;

б)  на возвышенностях;

в)  в горах.

3.  В тундре...

а)  ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по про­должительности;

б)  длинная суровая зима и жаркое лето;

в)  длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4.  Главное занятие коренного населения тундры - ...

а)  рыболовство;

б)  оленеводство;

в)  земледелие.

5.  Растения тундры ...

а)  высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б)  низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6.  К тундровым растениям относятся ...

а)  верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б)  кедр, осина, пальма;

в)  карликовая ива, мох-ягель, черника.

7.  В тундре обитают ...

а)  тюлени, моржи, киты;                                            

б)  песцы, лемминги, волки;

в)  верблюды, лошади, коровы.

8.  Укажи верную цепь питания:

а)  растения –лемминги- полярные совы;

б)  комары, мошки -полярные куропатки -песцы;

в)  растения -кречеты -волки.

9.  Тундровый заповедник расположен ...

а)  на полуострове Ямал;

б)  на полуострове Таймыр;

в)  на Кольском полуострове.

(Ответы: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).)

3. Графический диктант.
Условные обозначения: — да, п - нет.

-      Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью север­ных морей.

-      Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и ко­роткое прохладное лето.

   -  В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день.

-      В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населе­ния.

-      Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя.

-      Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

-      Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи паст­бища.

-      Дикие северные олени обычно живут стадами.

-      В тундре добывают нефть и природный газ.

-      Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

(Ответы:-- пп-пп------- .)

4. Индивидуальная работа по карточкам.

1)      Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.

2)      Перечисли экологические проблемы тундры.

3)      Перечисли сходства и различия природных зон тундры и аркти­ческой пустыни.

III. Работа над новой темой

Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (ел. П. Синявского, муз.

Ю. Чичкова).

-   Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать
о лесной зоне, глядя на карту?

Карточка-помогайка (раздается на каждую парту):

1.       Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2.       В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

3.       Какая у зоны лесов земная поверхность?

4.       Какая она в равнении с другими природными зонами.

  5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Работа ведется в парах по карте природных зон в атласах.

1-й ученик: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще

светлее.

- Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экс­педиция. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

-      А какую роль она играет? {Это плавный переход к другой природной зоне, как, например, лесостепи, полупустыни.)

-      Мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Вы знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим -меньше.

-      Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? В этом нам по­может разобраться первая группа ботаников.

 Что растет в смешан­ных и широколиственных лесах, выяснит вторая группа ботани­ков. А зоологи изучат, кто живет в лесной зоне.

Организуется работа в группах.

Материалы для первой группы ботаников

Учебник (с. 98, 99), атлас-определитель «От земли до неба», картинки с изображением растений, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», герба­рий, книга «Растительный мир нашей Родины» В.В. Петрова или книга «С любовью к природе» под ред. Зверева.

Карточка-помогайка:

1. Что называют тайгой?

2.        Природные условия тайги.

3.        Что общего у всех растений тайги?

4.        Какие растения растут в тайге?

Материалы для второй группы ботаников

Учебник (с. 103), атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением растений, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», книга «Растительный мир нашей Родины» В.В. Петрова, «Зеленые страницы», гербарий.

Карточка-помогайка:

1. Расположение смешенных и широколиственных лесов.

2.        Природные условия в этих лесах.

3.        Что объединяет растения этих лесов?

4.        Какие растения растут в этих лесах?

Материалы для зоологов

Учебник (с. 100-102), атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением животных, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», книги «Чудо - всюду» Т.Д. Нуждиной и «Животный мир нашей Родины» В.П. Герасимова, «Зеленые страницы».

Карточка-помогайка:

1. Птицы тайги, что их объединяет.

2.       Животные тайги, что их объединяет.

3.       Животный мир смешанного и широколиственного леса, (краткие рассказы о животных и птицах)

Рассказ первой группы ботаников:

Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (де­монстрация картин «Тайга», «Непроходимая тайга»). Зима в тайге холод­ная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария, слайда).

Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубо­ватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки со­сны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосно­вом лесу»).

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки (показ шишки и ее семян).

-   Спасибо, уважаемые ботаники. Сейчас слово предоставляется ва­шим коллегам, изучающим смешанный и широколиственный лес.

Рассказ второй группы ботаников:

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвой­ными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария, слайда). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не­крупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами (показ рисунка). Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (слайд).

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (слайд).

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария, слайд). Это теплолюбивые де­ревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди (показ желудей).

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распро­страняет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по не­скольку штук под одним крылышком (показ плодов липы).


 

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).

-   Спасибо вам, ботаники, за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем наших зоологов, проведем физкультминутку.

IV.       Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише –

Деревце все выше.

V.        Работа по теме

1.  Продолжение новой темы.
Рассказ зоологов:

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурун­дук, летяга, соболь (показ картинок, слайд). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ -они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка - таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга - родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бе­гать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют раз­ное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты ба­ки, а на ушах - кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо под­крадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

-   О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, жи­вущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как мно­го разных видов животных! А как кое разнообразие кустарников, сколько насекомых - жуков, бабо­чек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

2. Работа в рабочей тетради.
С.31,№1

-   Прочитайте.

-   Запишите названия лесных растений, которые смогли определить.

Проверка.

С. 31, №2

-   Прочитайте.

Используя текст учебника, заполните таблицу.

-      Назовите характерные для тайги деревья. (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.)

-      Запишите их названия в таблицу.

-      Назовите характерные для смешанного леса деревья. (Сосна, ель, липа, лиственница.)

-      Запишите их названия в таблицу.

-      Назовите характерные для широколиственного леса деревья. (Дуб, клен, липа, ясень, вяз.)

   - Запишите их названия в таблицу. С.32,№3

-     Прочитайте.

-   Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Прону­меруйте рисунки. (3, 1, 4, 5, 2.)

Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю. С. 32, №4

-      Прочитайте.

-      Прочитайте в атласе-определителе о хвойных растениях. Нарисуйте

хвоинки. Проверка. С. 33, № 5

-   Прочитайте.

-      Найдите семь животных, которые спрятались на этом рисунке. Рас­красьте их.

-      Запишите названия животных, которых смогли отыскать. (Летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.)

Взаимопроверка. С. 33, № 6

-      Прочитайте.

-      Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте рисунки. (4, 3, 5, 1, 2.)

Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю. С. 34, № 7

-      Прочитайте.

-      Составьте цепь питания, характерную для тайги. Взаимопроверка.

VI. Закрепление

-      Какой же лес без гомона птиц? Аудиозапись «Голоса птиц».

-   Чьи голоса вы узнали? (Кукушка, соловей, зяблик, певчий дрозд и др.)

-     Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

-     Запишем это в схеме.

-  Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева). 

-   Используя учебник (с. 100, 101), запишите две-три цепи питания,
характерные для леса.

растения -заяц-беляк - рысь;

растения - мышь-полевка -соболь.

VII. Подведение итогов урока

-   Какие леса входят в зону лесов?
Выставление оценок

Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 98-105).

Задание 1 - для всех, задание 2 - по вариантам (с. 105).

Выполнить задания № 8, 9 в рабочей тетради (с. 34).

презентация к уроку

 

 
Дата последнего обновления страницы 18.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения