Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

 

Разработка урока по окружающему миру 

                                                   (4 класс)

 

Тема: «Отечественная война 1812 года»

 

 Цели: сформировать представления о войне 1812 года; развивать по­знавательный интерес, умение делать выводы.

Оборудование: физическая карта; рисунки и слайды с изображением героев войны, картины художников (мультимедийный продукт).

Ход    урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

 Как Кутузов бил французов

 Узнать сегодня предстоит.

- Сегодня на уроке мы узнаем, какая опасность нависла над нашей страной в 1812 году и как мужественно вел себя наш народ. Тема урока «Отечественная война 1812 года».

II. Проверка домашнего задания

Карточка № 1

Какие перемены произошли в России за время царствования Екате­рины Великой? Карточка № 2

Чем прославились А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков? Карточка 3 Что вы знаете о жизни дворян и крепостных крестьян?

Пока некоторые учащиеся работают по карточкам, с остальными

проверяются задания на с. 111, задание № 6 с. 46 в рабочей тетради. 2. Игра «Домино». Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек:

 

Медный всадник

На Дворцовой площади в середине XVIII в. возводится

Зимний дворец

Предводитель крестьян

Емельян Пугачев

Генералиссимус

А.В. Суворов

Командующий

Черноморским

флотом

Ф.Ф. Ушаков

Знаменитая победа Суворова

Крепость Измаил

 

Книга Суворова

«Наука побеждать»

Один из крупней­ших музеев мира

Эрмитаж

Прозвище Екатерины II

 

(Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.) Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех со­ставившая верную цепочку из карточек «Домино». Подведение итогов игры.

III. Изучение нового материала

-      Назовите знаменитых военачальников.

-      Кто такой Наполеон Бонапарт? {Французский полководец.)

-      А кто такой Михаил Илларионович Кутузов? {Русский полково­дец.)

-      Что вы о нем знаете? {Он победил французов.)

-      Назовите известное сражение русских и французов. {Бородинская битва.)

Речь на уроке пойдет об этих известных полководцах и о Боро­динском сражении.

Слово учителя. Наполеон Бонапарт - человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году На­полеона провозгласили императором.

В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира... Остается Россия, но я раздавлю ее», - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что он приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их к России. «Я иду в Москву, - говорил он, - и в одно или двасражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинствен­ный страх. Но общее мнение было: лучше погибнуть, нежели покорить­ся ненавистному врагу.

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами уст­ремился на Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага не­приятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов. Государь издал ма­нифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит непри­ятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном - Пали-цьша, в каждом гражданине - Минина! Соединитесь все!»

Кутузов сделался известен еще при Екатерине II. При взятии Измаи­ла он отличился храбростью и умением. Суворов в донесении писал о нем: «Кутузов шел у меня на левой руке, но был моею правой рукой». Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. «Видно, - говорил доктор, - Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран». С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими то­гда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться (при Ульме), прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на простран­стве в 350 верст, и сопровождалось такими хитрыми и искусными ма­неврами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Куту­зову было 67 лет, но он был бодр и активен.

Новый главнокомандующий, прибыв в армию, про себя сказал: «Как можно отступать с такими молодцами!» Все с нетерпением ждали боя, но на следующий день был отдан приказ отступать. На расстоянии 100 верст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов - более 130 тысяч. Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении Лермонтова рассказывает так:

 Прилег вздремнуть я у лафета,

                              И слышно было до рассвета,

                              Как ликовал француз.

  Но тих был наш бивак открытый,

 Кто кивер чистил весь избитый,

 Кто штык точил, ворча сердито,

                              Кусая длинный ус.

Покой и отдых длились недолго. С рассветом с неприятельской сто­роны грянул выстрел, за ним - другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей

из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хо­тела уступать победы. В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая. Наполеон, войдя в пустую пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоя­щей еще и не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять.

-      А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали рассказ. Почему Кутузов принял решение оставить Москву врагу? {Надо было спасти армию.)

-      Молодцы! Верно догадались. Трудное решение принял Кутузов -отступить, оставив Москву.

-      Война 1812 года называется Отечественной. Подумайте, только ли армия сражалась с французами. {Весь народ.)

-      Правильно! В одно время с народной войной началась и парти­занская. Небольшие отряды налетали на неприятельские ряды, и наводили на них ужас.

-      А знаете ли вы, какие памятники построены героям войны 1812 года? {Казанский собор в Петербурге.)

-      Верно. Там хранятся французские полковые знамена и гробница Кутузова, а перед зданием собора стоят два памятника: Кутузову и де Толли.

-      Какие еще памятники вы знаете? {Невские ворота в Санкт-Петербурге.)

-      Молодцы. А еще есть ворота на Московском проспекте. В Петер­бурге есть еще два полковых собора: Измайловский и Спасо-Преображенский.

IV.      Физкультминутка

Побежим скорее в лес, Там послушаем рассказ. Помахали мы крылами, Покружились над полями. А теперь мы стали львами, Покачали головами, Зарычали друг на друга, Замолчали от испуга.

V. Работа по теме

1. Работа по учебнику. С. 112-117.

-      Прочитайте текст.

-      Кто был у власти во Франции в те годы? {Полководец Наполеон Бонапарт.)

-      О чем мечтал Наполеон? {Покорить весь мир.)

- Когда французская армия вторглась в Россию? {В 1812 году.)

-      Почему русская армия начала отступление? {Французы были очень сильны.)

-      Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? {Михаил Илларионович Кутузов.)

2. Работа в рабочей тетради С. 46, № 1

-      Прочитайте.

-      Используя текст учебника, сформулируйте, что такое Отечест­венная война. {Отечественная война - это справедливая война в защиту своего отечества.)

 

-      Запишите определение в тетради. С. 46, № 2

-      Прочитайте.

   - Найдите в приложении фрагменты картосхем. Вырежьте и на­клейте в соответствии с надписями.

-      В каком году было Ледовое побоище? Кто возглавлял русские войска?

-      В каком году было Взятие Измаила? Кто возглавлял русские войска?

-      В каком году было Бородинское сражение? Кто возглавлял рус­ские войска?

-      С. 46, № 3

-      Прочитайте.

-      Найдите лишнее имя в этом списке. Докажите. {Михаил Ломоно­сов. Это русский ученый.)

-      Обведите это имя цветным карандашом.

-      Как назовете остальных людей в этом списке? {Знаменитые вое­начальники.)

-   Запишитев тетради.
С. 47, № 5

-      Прочитайте отрывок из стихотворного произведения М.Ю. Лер­монтова.

-      Какое событие описывает поэт? {Бородинскую битву.)

-      Запишите.

-      Прочитайте отрывок из стихотворного произведения А.С. Пуш­кина.

-      Какой момент. Отечественной войны описывает поэт? {Вхожде­ние Наполеона в Москву.)

-      Запишите.

-      Прочитайте отрывок из стихотворного произведения Н.М. Шатрова.

-      Какой город назван царицей русских городов? {Москва.)

-      Запишите.

-      Прочитайте отрывок из стихотворного произведения К.Ф. Ры­леева.

 

-     О каком человеке идет речь в этом отрывке? (О Михаиле Илла­рионовиче Кутузове.)

-     Запишите.

-     На развороте тетради «Героическая летопись России» впишите дату Отечественной войны начала XIX века.

С. 47, № 6

-     Прочитайте.

-     Назовите полководца, который возглавил русские войска в Кули­ковской битве. (Дмитрий Иванович Донской.)

-     Соедините линией.

-     Назовите полководца, который возглавил русские войска в Боро­динской битве. (Михаил Илпарионович Кутузов.)

-     Соедините линией.

-     А как звали полководца, который возглавил взятие Измаила? (Александр Васильевич Суворов.)

    -Соедините линией.

-     Назовите полководца, который возглавил русские войска на Ле­довом побоище. (Александр Невский.)

-     Соедините линией.

VI.      Закрепление изученного

-     Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в ПО км от Москвы.)

-     Почему Кутузов решил отступить? (Чтобы сберечь войско.)

-     Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни по­стигли французов в Москве.)

-     Кто   наносил   значительный   урон   отступающим   французам? (Партизаны.)

-     Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя.)

VII.    Подведение итогов урока

-     Какое событие произошло в 1812 году?

-     Кто командовал русскими войсками?

Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 112-117).

Выполнить задания (с.117).

Выполнить задание № 4 в рабочей тетради (с. 47).

 

Дополнительный материал

                     Бородино (1837)

 И только небо засветилось,

 Все шумно вдруг зашевелилось,

         Сверкнул за строем строй.

         Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

                                   Он спит в земле сырой.

                                   И молвил он, сверкнув очами: «Ребята!

                                  Не Москва ль за нами?

                                  Умремте ж под Москвой,

                                   Как ниши братья умирали!»

И умереть мы обещали

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

  Ну ж был денек!

 Сквозь дым летучий

 Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

(М.Ю. Лермонтов)

Словарь

Редут - в старых армиях: сомкну-          Драгуны - вид кавалерии в евро-

тое   прямоугольное,   многоугольное       пейских и русских армиях в ХУИ-ХХ

или  круглое полевое  укрепление  с         веках, предназначенной для действий

наружным рвом или бруствером.

в конном и пешем строю.

                                                                            

Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813)

К  июне 1812 года французская армия императора Наполеона втор­глась в пределы России. Началась Отечественная война. Войск у врага было больше, чем у русских. Уже далеко вглубь страны прошли пол­чища французов. И тогда командующим русской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов - прославленный полководец, ученик и соратник Суворова.

 Наполеон, побеждавший самые большие и сильные армии Европы, был встревожен. Он хорошо знал о полководческой мудрости Кутузова. Еще в 1805 году Россия в союзе с другими государствами выступила против наполеоновских войск, которые вели захватническую войну в Европе. Под городом Аустерлицем произошло решительное сражение. 'Наполеон знал: если бы русский царь Александр Первый послушался (Тогда совета Кутузова, который хотел дождаться подкреплений и сосредоточить силы для наступления, русские войска не потерпели бы поражения. Перед началом Отечественной войны 1812 года Кутузов успешно сражался с турками на Дунае и добился подписания выгодного для России мирного договора. Теперь России не нужно было воевать сразу против двух врагов.

Кутузов решил дать Наполеону сражение под Москвой, у деревни Бородино. Здесь 26 августа 1812 года произошел знаменитый Бородин­ский бой. Наполеон потерял без малого половину своих солдат и офи­церов. «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой», - вспоминал он.

Но и русские потеряли в этом бою много людей. Приходилось от­ступать дальше. В подмосковной деревне Фили (теперь это часть сто­лицы) Кутузов созвал военный совет. Было решено оставить Москву без боя. Кутузов хотел этим сохранить русскую армию, выиграть время для стягивания новых сил.

Не долго французы пробыли в Москве. Есть было нечего: партизаны перехватывали обозы; холодно, жить негде: страшный пожар уничто­жил больше половины домов. Силы французов таяли и враги оставили Москву.

Наполеон пришел в Москву по Смоленской дороге, разорив по пути все села и деревни. И здесь уже французам негде было больше взять продовольствия для армии. Наполеон решил отступить на запад по Ка­лужской дороге. Но Кутузов после нескольких боев у Малоярославца заставил французов повернуть именно на Смоленскую дорогу. Русской армии помогали бить врага партизанские отряды, постоянные набеги которых наводили ужас на ослабевшую армию Наполеона.

Контрнаступление русской армии завершилось разгромом францу­зов на реке Березине. Благодаря мудрому и гибкому руководству Куту­зова русская армия одержала блестящую победу над сильным и опыт­ным противником. Война с Россией решила судьбу Наполеона. Нача­лось освобождение народов Европы от наполеоновских захватчиков.

Гениальный полководец Кутузов был одним из создателей русского военного искусства. Он беспредельно любил Россию и верил в силы своего народа. Имя И.И. Кутузова навечно вошло в историю побед рус­ского народа.

презентация к уроку

 

 
Дата последнего обновления страницы 18.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения