Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

 

Дегтярёва Наталья Витальевна,

учитель истории и обществознания

МОУ средней общеобразовательной школы № 5

г. Нелидово Тверской области

 

 

Проект элективного курса

«Конституционные проекты

в истории России   (конец XVIII – начало XX вв.)»

Пояснительная записка

           В развитии политической сферы общественной жизни большую роль играет конституция, наличие которой в государстве является свидетельством политической свободы и демократизации государства. Одним из проявлений развития демократического государства является также возможность граждан участвовать в управлении государством.

          Проблемы попыток конституционных реформ и правительственных  проектов российских конституций (к. XVIII – нач. XX вв.) неоднократно рассматривались в отечественных исследованиях. Однако это осуществлялось фрагментарно. Глубокого, комплексного анализа не проводилось.  В рамки предлагаемого элективного курса по указанной теме входит рассмотрение  всех этапов конституционного строительства в России в дореволюционный период, что позволяют сделать материалы последних публикаций и научных трудов по данной теме.

           Хронологические рамки содержания курса охватывают период с 60-х годов XVIII века (эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, т.к. в этот период времени  уделялось повышенное внимание развитию законодательства и преобразованиям в системе государственного управления) до начала XX века, т.е. до так называемой «Конституции» от 23 апреля 1906 года, дарованной России Николаем II под натиском революционных сил.

 

 

Цели курса:

- способствовать формированию положительной мотивации учащихся в ориентации на гуманитарный и правовой профиль;

-  развивать у школьников интерес к развитию отечественного правового и политического сознания и культуры, а также к истории;

-    расширить их представление о конституции как основном законе государства и о развитии гражданского общества в России;

-    обогатить знания учащихся  по политико-правовому аспекту истории;

-    способствовать подготовке к экзамену.

 

 

 

Предполагаемые результаты:

          Результаты изучения курса определяются поставленными в программе целями. В области предметной компетенции на основании изучения данного курса учащиеся должны уметь:

- характеризовать этапы конституционного строительства в России;

- определять основные положения и содержание проектов конституционных реформ, сравнивать их между собой;

- характеризовать и анализировать вклад крупнейших государственных деятелей в разработку конституционных проектов.

В области  политической компетенции:

- понимать и уважать политические взгляды других людей через личностное развитие, освоение и принятие политико-правовых ценностей.

В области коммуникативной компетенции:

- воспринимать и характеризовать различные подходы  к разработке конституционных проектов, аргументировать собственную точку зрения.

 

 Методы обучения  курса

определяются целями данного курса, направленными на развитие и выявление склонностей и способностей учащихся и основных компетентностей в предмете, а также и предполагаемыми результатами изучения элективного курса: информационно-лекционный подход может сочетаться с активными формами организации деятельности учащихся (возможно проведение лекций и мини-лекций, дискуссий, семинаров, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся – написание рефератов или эссе).

 

Данная программа может быть использована в качестве элективного курса в профильных классах.

 

Количество часов – 17.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел I. Истоки конституционного строя в России (введение в содержание курса) – 1 час.

 

Раздел II. Этапы конституционного строительства в России.

1. Екатерина II. Эпоха «просвещённого абсолютизма»

- формирование политических взглядов Екатерины II;

- либеральная программа Екатерины II;

-деятельность Уложенной комиссии. – 1 час.

2. Проект Конституции Панина Н.И.

- «секретная» конституция Фонвизина – Панина;

- Фонвизин и его «Рассуждение о непременных государственных законах»;

- предложения Н.И.Панина и отношение к ним Екатерины Великой. – 1 час.

3. Конституционные тенденции при Александре I. Мордвинов Н.С.

- воплощение либеральных идей в планах Александра I;

- Н.С. Мордвинов  - представитель либерализма в России. – 1 час.

4. Эволюция взглядов М.М. Сперанского.

- 1803 г. – «Об организации судебных и административных органов в России»;

- программа реформ в записке 1809 г. «Введение к уложению государственных законов»;

- эволюция взглядов М.М.Сперанского;

- работа Сперанского над Сводом законов Российской империи;

- статья 1838 г. «К познанию законов». – 2 часа.

5. Время Николая I как переходный период.

- общая характеристика царствования Николая I;

- руководящие принципы во внутренней политике;

- деятельность Сперанского по подготовке и изданию Свода законов Российской империи. – 1 час.

6. Александр II: общая характеристика эпохи реформ. – 1 час.

7-8. Земская реформа  1864 г. и роль земств в оживлении конституционных тенденций в России.

- конституционные тенденции до 1864 года;

- первые высказывания земских съездов в конституционном смысле;

- конституционные заявления дворянских собраний;

-движение за конституцию после войны 1877-1878 гг. – 2 часа.

9. Проект М.Т. Лорис-Меликова: доводы «за» и «против».

- программа Лорис-Меликова  и отношение к нему либералов и революционеров;

- конституционное движение;

- доклад Лорис-Меликова об учреждении особой подготовительной комиссии;

- катастрофа 1 марта 1881 г. – 1 час.

10. Природа антилиберальных стремлений 80-90-х гг. XIX века.

- первые шаги Александра III: решительный поворот к реакции

(К.П. Победоносцев, Толстой Д.А.).

- Манифест 29 апреля 1881 г.: отставка Лорис-Меликова, Министерство

Н.П. Игнатьева и его программа;

- Закон 12 июня 1890 г. – 1 час.

11. Освободительное движение.

- программа освободительного движения;

- тактика освободительного движения: его союз с революционными кругами. –

1 час.

12. Либеральные тенденции в 1904 г.

-Земство как основа конституции;

-Святополк-Мирский на посту министра внутренних дел;

- I Земский съезд в ноябре 1904 г.;

- Указ 12 декабря 1904 г.;

- позиция Витте С.Ю.  по вопросу о народном представительстве и конституционном строе. – 1 час.

13. Первая русская революция и «Конституция» 23 апреля 1906 г.

- Земские съезды в борьбе за конституцию;

-Правительственный проект народного представительства с законосовещательными функциями (так называемой Булыгинской  Думы);

- Закон 6 августа 1905 г.;

- обострение революционного положения и Указ 18 февраля 1905 г.;

- история Манифеста 17 октября 1905 г. и «Конституция» 23 апреля 1906г.;

- общие итоги курса. – 2 часа.

14. Зачет. - 1 час.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

           Методика преподавания курса строится на основе принципов, сформулированных в пояснительной записке. При преподавании данного элективного курса целесообразно введение в систему его изучения выполнение проблемных заданий. Лучше всего их предложить учащимся в качестве опережающих заданий (в самом начале изучения курса). Для выполнения заданий учащимся предлагается необходимая литература для изучения, а также консультации учителя. Представление работ может проходить на тех занятиях,  где будет рассматривать материал, освещаемый и в работах детей. Проблемные задания и формы их выполнения могут носить индивидуальный, групповой (задание предлагается малой группе учащихся) или фронтальный (задание предлагается всем учащимся, изучающим данный элективный курс) характер.

 

Предлагаемые варианты заданий.

Раздел II. Этапы конституционного строительства в России.

1. Разработка проектов.

1. В чём заключались правовые идеи Екатерины II.

2. Формирование политических взглядов М.М.Сперанского.

3. Борьба двух направлений в высших правящих кругах в царствование

Александра III.

4. Июльские съезды земцев 1905 г.

2. Написание рефератов

1. Екатерина II: эпоха «просвещенного абсолютизма».

2. М.М. Сперанский – центральная фигура в истории России первой половины XIX века.

3. Александр II: эпоха освобождения.

4. «Союз освобождения» в борьбе за конституцию.

5. М.Т. Лорис-Меликов: исторический портрет.

6. С.Ю. Витте – личность в истории.

Задание выполняется письменно и должно отражать все указанные ниже требования.

- Выбрать одну из тем, объяснить, чем она важна.

- Определить жанр работы (реферат, научная статья, доклад для выступления, историческое эссе).

- Сформулировать проблему (проблемы), которые предполагается осветить в работе.

- Определение источников, их анализ.

- Изучение необходимой литературы.

- Формулировка основных выводов.

Работы могут быть разных видов как по способу деятельности учащихся (исследовательские, информационные), так и по количеству учащихся (индивидуальные, групповые, парные).

3. Поиск материалов в Интернете /а также их анализ/.

4. Проведение занятий с элементами семинара /предполагается работа с источниками и литературой/.

Примерные варианты работы.

Раздел II. Занятие №1. Екатерина II: эпоха «просвещенного абсолютизма».

Организация работы с отрывками из Наказа Екатерины II. (См. Черкасов П. Екатерина Великая и ее Наказ: замыслы, свершения, уроки //История. 1997 г. - №15.)

1. В чём заключалось мнение Екатерины Великой по поводу законов, гражданских свобод и обязанностей?

2. Какими должны быть судопроизводство и наказания в представлении Екатерины Великой? Почему она была больше заинтересована в преобразовании судебной власти, нежели исполнительной и законодательной?

3. Каковы её взгляды на права человека?

4. В чём заключались обязанности государства по мнению Екатерины II? (Возможно использование статьи Л. Кацвы Великая Екатерина //История.

1997 г.- №24).

Занятие №4. Эволюция взглядов Сперанского М.М. 

(Организация работы с дополнительным материалом (См. А. Данилов, Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век.» М., 2003 г. стр. 12-18)).

- Как объяснял Сперанский М.М. причины необходимости государственных преобразований в России?

-Что, по мнению Сперанского, поможет избежать революции в России?

- В чём заключалась цель проекта Сперанского?

- Какие принципы были положены в основу государственного устройства в проекте Сперанского?

- В чём эти принципы должны были выражаться на практике?

-Каково предназначение Государственного Совета согласно плану Сперанского?

- Как выглядела социальная структура населения согласно плану Сперанского? Каково его отношение к крепостному праву?

- Какими общегражданскими правами должно обладать всё население России по проекту Сперанского?

-Что вы считаете главным в проекте М.М. Сперанского?

-Какие положения проекта реформ Сперанского можно считать уступкой консервативным кругам? В чём это проявлялось?

-В чём состоит историческое значение реформаторской деятельности Сперанского?

Занятие №9. Проект Лорис-Меликова: доводы «за» и «против». 

Работа с документами: «Всеподданнейший доклад министра внутренних дел графа М.Т. Лорис-Меликова от 28 января 1881 г.», «Изложение рассказа М.Т. Лорис-Меликова о Совете министров 8 марта 1881 г.», «Речь Б.Н. Чичерина перед городскими головами 16 мая 1883 г.» (См. «Хрестоматия по истории СССР 1861-1917гг.». М., 1990 г., стр. 192-199).

Занятие №10. Природа антилиберальных стремлений 80-90-х гг. XIX века.

Работа с документами: «Положение о земских участковых начальниках», «Фабричный закон 1886 г.» (См. указ.  хрестоматию. Стр.199-206).

Занятие №13. Первая русская революция и «Конституции» 23апреля 1906 г.

Работа с документами: «Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г.», «Об усовершенствовании государственного порядка. (Высочайший манифест от 17 октября 1905 г.)», «Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 г. о составе и устройстве Государственной думы», «Из Основных государственных законов (в новой редакции от 23 апреля 1906 г.) (См. указ хрестоматию, стр. 281-284, 296-297, 314-316).

4.Проверочные задания для учащихся (в целях контроля знаний).

Примерный вариант:

«Государственное управление и просвещение» (Отметить  реформы начала XIX века)

1. Введение министерств.

2. Введение коллегий.

3.Ведение суда присяжных.

4.Принятие Конституции.

5.Создание Государственного Совета.

6. Созыв Государственной Думы.

7. Сенат стал высшим судебным органом.

8. Упразднение приказов.

9. Упразднение коллегий.

10. Упразднение Синода.

(См. История России XIX век. 8 класс. Дидактические материалы. Издательство «Дрофа». М., 2003 г.)

5. Тестовые задания.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Корнилов А.А. Курс истории России  19 века. М., 1993 г.

2. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914 гг. М., 1995г.

3. Лейберов И.П., Марголис Ю.Д., Юрковский Н.К. Традиции демократии и либерализма в России.//Вопросы истории. 1996. №2. – Стр. 3-14.

4. Отнять у крамолы материальную и нравственную силу (о Н.П. Игнатьеве) //Источник. 1995. - №2, стр. 4-15.

5. Кудинов О.А. Правительственные проекты конституций Российской империи XIX века.// Государство и право. 2004 г. - №4. Стр. 73-79.

6. Н.И. Павленко. Екатерина Великая. М., 2004 г.

7. Смыкалин А.С. Этапы Конституционного строительства в дореволюционной России //Государство и право. 2004 г. - №3, стр. 79-84.

8. Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России //Отечественная история. 2005 г., №5.

9. Томсинов В.А. Светило Российской бюрократии.

10. Черкасов П. Наказ Уложенной комиссии: замыслы, свершения, уроки //История. – 1997 г. №5.

11. История России. XIX век. Дидактические материалы. 8 класс. М., 2003 г.

12. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917 гг. М., 1990 г.

 

 
Дата последнего обновления страницы 18.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения