Акция
«Открытый урок для Президента России»
(региональный этап)
Конкурсное эссе
Автор: Дегтярёва Наталья Витальевна,
учитель истории и обществознания
МОУ средней общеобразовательной школы №5
г. Нелидово Тверской области.
С каждым годом время всё дальше и дальше отбрасывает нас от тех страшных событий, которые выпали на долю нашего народа в 1941 – 1945 гг. Давно залечены боевые раны, восстановлено разрушенное войной хозяйство, на пепелищах поднялись ввысь новостройки жилых кварталов, построено много разных промышленных предприятий – фабрик и заводов…
За эти годы выросло не одно поколение людей. Для них война – это воспоминание о ней ветеранов и оставшихся в живых работников тыла. К сожалению, с каждым годом таких людей, очевидцев тех страшных событий, становится всё меньше и меньше. И тем дороже для нас память о тех, кто, рискуя своей жизнью, шел на амбразуру вражеского дзота, под покровом ночи пробирался в стан врага, чтобы выведать обстановку, рвался в смертельную схватку с врагом, защищая свою многострадальную Родину и свой народ. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, Георгий Константинович Жуков когда-то сказал о том, что «время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. Это было необычайно трудное, но очень славное время. Человек, переживший однажды большие испытания и победивший, будет всю жизнь потом черпать силы в этой победе…». Так оно и сложилось: память о людях, вынесших на своих плечах все тяготы и ужасы войны, помогла нам выжить, выстоять в схватке с врагом, восстановить разрушенное и продолжать жить и строить, творить, созидать и воплощать в жизнь новые идеи.
Мир очень изменился с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Человечество вступило в XXI век – век компьютеров, Интернета, нанотехнологий. Но не меняется со временем людская память. Эта память – вечная. Она напоминает нам о тех грозных событиях 1941-1945 гг., особенно в дни очередных дат наиболее важных событий: 22 июня – вероломное вторжение немецко-фашистских войск на территорию Советского Союза, начало Великой Отечественной войны, 9 Мая – долгожданный День Победы, победы над самым страшным и опасным врагом за всю историю человечества. А ещё в истории каждого города, каждого населённого пункта, не избежавшего оккупационного режима, есть свои знаменательные даты – начала и окончания немецко-фашистской оккупации. Нельзя не вспомнить и наиболее важные сражения и операции советских войск в ходе войны, особенно сражения, которые сыграли роль коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной войны, но и во Второй мировой войне. К таким сражениям относится и битва за Москву, продолжавшаяся с 30 сентября 1941 года по 7 января 1942 года.
В прошедшем, 2007 году, наша страна отмечала 65-летнюю годовщину этого важного события. В ходе Московской битвы Красная Армия временно перехватила у противника стратегическую инициативу, и война перешла в новое качество – стала затяжной. Это заложило фундамент коренного перелома в ходе войны. Победа Красной Армии под Москвой подняла боевой дух советских солдат, позволила им увидеть врага с другой стороны, не как беспринципного, беспощадного, вероломного, не гнушающегося любых средств для достижения своей «высокой» цели, а как врага, имеющего тоже свои слабые стороны. Не случайно немецкий генерал Бамлер утверждал, что «отступление 1941-1942 годов было исходным пунктом большого военного кризиса, от которого немецкая армия ни материально, ни морально так и не смогла оправиться». В результате победы советских войск под Москвой был развеян миф о непобедимости вермахта. Проникавшие в Германию сведения об огромных потерях на Восточном фронте оказывали удручающее воздействие на население рейха. Перед Германией встала перспектива затяжной войны, для ведения которой требовалось радикальным образом перестроить экономику страны, всю внутреннюю и внешнюю политику. Немецкий генерал Блюментрит вспоминал: «С удивлением и разочарованием мы обнаружили в октябре и начале ноября, что разгромленные русские вовсе не перестали существовать как военная сила».
Для советского народа поражение вермахта в Московской битве укрепило надежду на победу и сцементировало антигитлеровскую коалицию. Вот почему битва за Москву является одним из ключевых моментов не только в истории Великой Отечественной войны, но и в ходе Второй мировой войны. Это важное событие, 65-летие которого отмечалось в 2007 году, и помогло мне, как учителю истории, сделать выбор, обратившись именно к этой теме.
По моему глубокому убеждению, главной задачей школы, в первую очередь учителей истории, является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Через образное знакомство с историческими деятелями, чьё служение было направлено на благо Отечества и народа, через образное представление героических событий Отечественной истории, на примерах мужества и стойкости, проявляемых русским народом в лихую годину, учитель истории может решать основную воспитательную задачу – растить достойных граждан и патриотов своего Отечества. Это ещё один довод в пользу того, почему я решила обратиться к теме «Битва за Москву», посвятив ей отдельный урок.
Итак, актуальность выбранной темы объясняется своевременностью данного события – 65-летие битвы за Москву, а также урок по данной теме является одним из средств гражданско-патриотического воспитания учащихся – будущих граждан России. К тому же, урок проводился в рамках «Месячника гражданско-патриотического воспитания учащихся».
Урок «Битва за Москву» проводился в 9-ом классе, где есть дети, которые интересуются историей своей Родины, а также историей своего родного края – малой Родины. Многие могут формулировать свою точку зрения по проблемам, рассматриваемым на уроках, высказывать своё собственное мнение, заслуживающее внимания старших, в том числе учителя.
Продумывая ход урока, необходимо было осмыслить значимость и место его в формировании у школьников общего представления о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., конкретно, хода битвы за Москву. Для решения этой задачи требовалось спланировать урок так, чтобы на всех его этапах были созданы наиболее оптимальные условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, для проявления их творческой индивидуальности, для активного и успешного участия всех детей в классной и домашней работе. Цели урока сводились к следующему: познакомить учащихся с событиями битвы за Москву. Раскрывая и анализируя военные события, организуя работу с историческими источниками, документами, подвести школьников к самостоятельному выводу об итогах и оценке битвы за Москву, определению её значения для дальнейшего хода Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Для более успешного усвоения учащимися учебного материала я старалась использовать различные методы работы детей:
- тестирование по пройденному материалу (по теме «Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»);
- работа в парах с текстами документов, определение их основного содержания и сути;
- работа с текстом учебника;
- работа с исторической картой атласа и схемами Московской битвы.
Таким образом, были предусмотрены такие формы организации деятельности учащихся, как индивидуальная, групповая и коллективная. Материально-дидактическое оснащение урока было представлено персональными компьютерами, мультимедиапроектором и экраном. Использовались мультимедийная презентация, наглядные пособия – карта-схема «Поражение немецких войск под Москвой», портреты Г.К.Жукова, И.В. Панфилова, И.С.Конева, репродукции плакатов и карикатур времён Великой Отечественной войны. (Зрительные образы играют большую роль в формировании образного представления, способствуют более качественному запоминанию полученной информации).
Конструирование урока по «нарастающей» позволило отслеживать последовательное погружение школьников в суть учебной проблемы, актуализировать ранее полученные знания, предъявить новые источники информации; усложнение приёмов познавательной деятельности способствовало активизации деятельности учащихся, подведению школьников в конечном итоге к собственным выводам и оценке битвы за Москву.
На уроке я старалась поддерживать эмоциональный настрой, интерес к проблеме урока, способам деятельности и деловому общению.
Обращение к современным технологиям и использование их на уроке не случайно. За последние несколько лет компьютер занял прочные позиции в нашей жизни. Сегодня он является тем средством обучения, которое помогает школе в решении главной задачи – научить ребёнка учиться. Вниманию учащихся была предложена мультимедийная презентация, специально составленная к этому уроку. Имеющиеся в ней карты-схемы, взятые из электронного пособия «Россия – XX век», дают полное представление о ходе битвы за Москву. Большим подспорьем на уроках, посвящённых Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., может являться диск «От Кремля до Рейхстага» (разработчик – Республиканский мультимедиацентр), содержащий фото- и кинодокументы, наглядно иллюстрирующие ход войны, её основных сражений и важнейших событий, жизнь народа в годы войны.
Информационные технологии используются для организации проектной и исследовательской деятельности учителей и учащихся. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути её решения, находят эффективные приёмы и средства самостоятельной работы: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с различными точками зрения, составляют таблицы. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умения решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. В результате обучения по информационной технологии учащиеся критически относятся к информации в сети Интернет, они умеют отделять правду от вымысла.
На уроках истории и обществознания я стараюсь чаще использовать разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей. Работа с таким материалом способствует формированию аналитического мышления, выработке умения отбирать в историческом материале самое главное, существенное, необходимое и достаточное для доказательства сформулированного вывода или обоснования собственной версии, оценки или отношения к фактам прошлого. Не исключением стал урок «Битва за Москву». Среди предложенных вниманию учащихся документов – отрывки из воспоминаний Г.К. Жукова, немецкого генерала Блюментрита, выдержки из официальных документов как советского командования войсками, так и германского командования. В документах, предложенных вниманию учащихся, представлены различные точки зрения на события текущего периода. Изучение документов позволило учащимся самостоятельно определить, как менялись позиции советского и германского руководства по мере развития ситуации под Москвой. Дети могли познакомиться с оценками тех событий, данными обеими сторонами (СССР и Германией).
Работа с документами в парах, обмен мнениями, определение основной сути документа и формулировка выводов по прочитанному тексту – всё это является неотъемлемыми составными частями метода развивающего обучения, который является одним из главных стратегических направлений в развитии системы образования не только у нас в стране, но и в мировой педагогике.
Развивающее обучение – это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников, обучение. В его основе лежат следующие принципы:
- развитие человека - главная цель обучения;
- учащийся – субъект познавательной деятельности;
- формирование механизмов мышления;
- познавательная деятельность учащихся на основе единства эмпирического и теоретического познания;
- приоритет дедуктивного способа познания;
- основа процесса обучения – учебная деятельность в ходе выполнения учебных заданий.
Развивающее обучение предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. Критическое мышление включает в себя аналитическое мышление, позволяющее анализировать информацию, отбирать необходимые факты, сравнивать их, сопоставлять, а также и ассоциативное мышление, способствующее установлению ассоциаций с ранее изученным. В целях формирования этих видов мышления и была организована работа с документами в рамках развивающего обучения, цель которого сводится, в конечном итоге, к формированию человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. При этом возможна высокая мотивация и активная деятельность ученика по овладению знаниями. Собственный опыт показывает, что школьники довольно активно включаются в комментирование источников, стараются высказать собственную точку зрения, а если необходимо, выдвинуть какое-то предположение по развитию ситуации. И на данном уроке учащиеся старались проявить активность при работе с документами: они не только их комментировали, но и делали собственные выводы.
Организация работы учащихся с историческими источниками является одной из форм занятий в рамках реализации и деятельностного подхода в обучении, ориентированного на активную познавательную деятельность школьников и воплощаемого на всех этапах планирования и организации учебного процесса.
В ходе изучения материала урока вниманию учащихся были также предложены сообщения «Москва прифронтовая» и «Подвиг героев–панфиловцев», подготовленные учащимися по опережающему заданию.
В качестве закрепления и повторения материала учащимся предлагалась работа с картами атласа, текстом учебника. Для обобщения материала урока и формулировки выводов о значении битвы за Москву учащимся было предложено высказать собственное мнение о значении битвы за Москву. В этом приняли участие многие ученики, выводы которых были дополнены текстом учебника и учителем. Думаю, что многие учащиеся пережили состояние познавательной активности, успешности учебной деятельности, почувствовали её результаты.
Проверка знаний, полученных на уроке учащимися, показала, что материал, в целом, усвоен. Ответы детей были пронизаны чувством гордости за свой народ, за советских солдат, одержавших победу над врагом на московском направлении. Урок позволил увидеть, какие виды познавательной деятельности предпочитают школьники в обучении, какого рода задания и проблемы их привлекают, какими приёмами учебной работы они владеют на достаточном уровне. Эти данные стараюсь использовать в организации новых занятий и разработке познавательных заданий по истории.
г. Нелидово
2008