Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

Урок 2

Тема. «Житие Сергия Радонежского»

 

Цели: ознакомление с отрывком из «Жития Сергия Радо­нежского»; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.

Ход  урока

    I. Здравствуй,  дорогой друг!

 

   II. Речевая разминка

  

  Перед проверкой домашнего задания давай сделаем речевую разминку.

Прочитай  фрагмент из былины.

И спустился он с горы высокой-то,

И подъехал он к богатырям ко святорусским —

                     Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,

И приехали они по силушке татарской,

                  Припустили коней богатырских,

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую...

-    Прочитай медленно.

-    Прочитай с ускорением.

-    Прочитай отрывок выразительно.

-   

      III.    Проверка домашнего  задания.

-    Какое домашнее задание ты выбрал?

 -Как  разделил былину на смыс­ловые части.

- Перескажите одну из частей былины от лица Ильи Му­ромца.

-   

       IV.    Давай немного отдохнём. Физкультминутка

-   

       V.     Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского». А ты знаешь кто такой Сергий Радонежский? Прочитай.

Однажды монах Зосима, живший на Соловецких островах, пришел в Новгород. Его позвала на пир богатая и известная боярыня Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника. «И пригласила она Зосиму на обед, и посадила его на пиру из­вестно было им о добродетельной жизни его... Он же с при­вычным для него смирением и кротостью, сидя на пиру, не­много пише причастился — с юности возлюбил он безмолвие, не только во время трапезы, но и всегда. И взглянув на сидя­щих с ним па пиру, вдруг удивился Зосима и поник головой, но не сказал ничего. И снова поднял он глаза свои, и то же увидев, опустил голову, и в третий раз взглянул, вновь то же увидел: некоторые из пирующих, сидящие в числе первых, без голов Зосиме представились. И ужаснулся блаженный, увидев столь необычное видение, и вздохнув из глубины души своей, прослезился. И не смог больше ни к чему притронуться из пред­ложенного па трапезе, пока не удалился оттуда». О своем виде­нии Зосима рассказал лишь двоим — близким ему людям, ко­торые были вместе с ним на пиру, — монаху Герману и новго­родцу Памфилию, известному своей добродетельной жизнью. Он поведал им, что видел на пиру шесть бояр, сидевших без голов. Святой велел Герману и Памфилню никому не сообщать об этом. Спустя несколько лет великий князь московский Иван Васильевич отправился с войском в поход, чтобы подчинить себе вольный Новгород. «И встретили их новгородцы со мно­гими силами, и был у них бой с воеводами великого князя, и побиты были Новгородцы в битве той. И захватили воеводы шесть бояр великих, и много других новгородцев взяли тогда в плен и привели к великому князю. Он же их всех к Москве отправил, а некоторых казнил, чтобы и другие страх перед ним имели. А шести боярам... повелел им князь великий головы от­сечь». Так исполнилось страшное пророческое видение Свя­того Зосимы.Об этом видении повествуется в житии высокочтимых русских святых Зосимы и Савватия — основателей Соловецкого монастыря. Слово «житие» в церковно-славянском языке оз­начает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. В древнерус­ских рукописях эти сочинения также часто именовались как «повесть о житии или «сказание о житии и о чудесах».

- Ты знаешь что такое житие? Попробуй ответить сам, а если трудно прочитай.

Житие — не художественное произведение в современном смысле. Оно всегда повествует о событиях, которые его соста­витель и читатели считали истинными, а не вымышленными. Не случайно авторы житий (агиографы) часто называют сви­детелей жизни святого и совершенных им чудес. Сверхъесте­ственные события: воскрешение мёртвых, внезапное исцеле­ние неизлечимых больных и т. д. — для древнерусских книж­ников были реальностью.

- Перед чтением отрывка «Жития Сергия Радонежского» давай познакомимся со словами, которые встретятся тебе в тексте.

БЛАГОРОДНЫЙ — 1) высоконравственный, самоот­верженно честный и открытый;

 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

УГОДНИК — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.

 ДОБРОДЕТЕЛЬ — положительное нравственное ка­чество, высокая нравственность. ПРАВЕДНЫЙ — у верующих: благочестивый, без­грешный, соответствующий религиозным правилам.

ОБЕТ — торжественное обещание, обязательство.

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ — у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.

АНГЕЛ — в религиозных представлениях: сверхъесте­ственное существо, служитель бога и его посланец к лю­дям.

СМИРЕНИЕ — 1) смириться; 2) отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

         МОШНА — мешочек для хранения денег.

        БЛАГОДАТЬ — 1) о чем-нибудь хорошем, имеющем­ся в изобилии (разг.); 2) очень хорошо, прекрасно; 3) в религиозных представлениях: ниспосланная свы­ше сила.

        ОТРОК — мальчик-подросток.

 

   Прочитай текст и ответь на мои вопросы к тексту

Как ты понимаешь выражения «всей душой» и «от чистого сердца»?

Подберите синонимы к словам «благородный», «невидан­ный».

Подберите антоним к слову «благословил».
   - Что ты узнали о детстве Варфоломея?

-    Чем он отличался от других детей?

-    Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

    -Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?

-    О чем просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю?

-    О каких чертах характера говорит его поступок?

-     

  VI. Итог урока

- Что тебя особенно удивило, поразило ?

  

  Домашнее задание: найти в энциклопедии текст о Сергии Ра­донежском; расскажи своими словами о его подвигах. Если тебе интересно, познакомься с дополнительным материалом.

Открой  репродукций к уроку и посмотри. Спасибо за урок.

 

Дополнительный материал Сергий Радонежский

 

посмотри репродукции

 

Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314-25 сентября 1392) -святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преоб­разователь монашества в Северной Руси. Родился с боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Вар­фоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младен­честве по преданию отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неус­пешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомить­ся со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческо­му житию. В 1328 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, долж­ны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы).

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-По­кровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оста­вался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пус­тынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм так­же во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 иночество под именем Сергия.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образова­лась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиева лавра и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресви­тером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудо­любием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по сосед­ству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх кон­стантинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добро­детельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинно-житие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сер­гий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий реши­тельно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесто­ченные сердца; очень часто примирял враждующих между собою кня­зей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благо­даря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту бит­ву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сер-

гию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Бла­гословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и от­пустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, пере­ходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия обо­дрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. 25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 он был при­числен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Бо­рисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинс-кую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимуществен­но в Северной Руси.

 
Дата последнего обновления страницы 18.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения