Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Начальная школа начинается с предшкольного образования.
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:
* развитие любознательности;
*развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
*формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
* развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
2) школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
* координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
*обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Перечислим задачи, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.
Задачи дошкольного звена:
1. Приобщить детей к ценностям здорового образа жизни.
2.Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
5. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.[1]
Задачи начального школьного звена:
1. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
2.Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).
3. Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.
4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:
* создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
*создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
*развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
*формирование психологической готовности к школе;
* разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
*создание комплекса учебно – методической документации;
*формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
*создание новых творческих мастерских и проектов.
Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Но это не значит, что в ДОУ надо формировать узкопредметные знания, умения и навыки, готовность к изучению русского языка, математики, окружающего мира, наоборот, всё основное внимание надо уделять развитию качеств, необходимых для осуществления новой деятельности, сформированности предпосылок деятельности учения.
Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса». [2]
Значит для нас важна:
1. преемственность в целях;
2. преемственность методической системы образования (цели, задачи, содержание, методы, средства, формы организации);
3. преемственность в содержательной линии предметных областей, она должна быть единой.
Понятие готовности к школе должно трактоваться в смысле формирования элементов учебной деятельности в дошкольный период, для того, как ребёнок непосредственно столкнётся с ежедневной необходимостью применять эти умения. Но в ДОУ пока на это не обращается внимания.
Сейчас в дошкольной педагогике витает такая идея: в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте можно было бы понимать познавательную деятельность. Если это станет центральной задачей, в дошкольных учреждениях, то формирование и развитие познавательной мотивации, а также познавательных способностей создаёт базу для развития формирующихся на их основе учебных умений, самооценки и самоконтроля.
Но пока это является дополнением к развитию игровой деятельности, что и ведёт к тому, что неразвитость и несформированность познавательной деятельности дошкольника становится главным бедствием в решении проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Возможно, именно это и есть главная причина школьной неуспешности детей на начальном этапе образования и далее в основном и старшем. К дошкольному образованию тоже необходимо подходить с точки зрения деятельностного подхода. Тогда дошкольник будет видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности, в качестве которой будет выступать всё то, что делает ребёнок в детском саду (игра, наблюдение, экспериментирование, конструктивная деятельность художественно-изобразительная, моторно-двигательная, литературно-языковая деятельность, общение, двигательная и трудовая деятельность и т. д.). Тогда задача педагога заключается в том, чтобы сделать процесс успешным для ребёнка. Здесь формирование у дошкольника готовности к школьному обучению будет происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, что обеспечит психологическую готовность ребёнка к школе. Только в этом случае мы сможем развести понятие «учение» как приобретение знаний и «учебная деятельность», как деятельность по самообразованию, по формированию ребёнка, «умеющего учиться».
В этом случае, чтобы подготовить ребёнка к школе, надо сформировать его учебно- познавательные мотивы и развивать специфические компоненты деятельности, психические процессы, которые смогут обеспечить лёгкую адаптацию к обучению в школе.[2]
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна. Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества педагогических коллективов МДОУ «Детский сад № 1» и МОУ средней школы № 5. Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по преемственности. Результатом таких деловых встреч является разработка совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы.
Для того чтобы избежать перекоса в сторону специальной (предметной) подготовки ребенка к школе и обеспечить формирование у него личностных качеств, в содержание была включена работа по формированию у ученика усидчивости, внимательности, способности корректировать собственные эмоциональные состояния. Развитие способностей ребенка осуществлялось на занятиях конструированием, художественным и изобразительным творчеством. Все знания, умения и навыки, которые пригодятся ребенку в школе, усваивались детьми через сюжетно-ролевые игры, занятия в «Школе будущего первоклассника».
Школой и детским садом достигнута также преемственность в психолого-педагогическом сопровождении ребенка от поступления в школу и до его полной адаптации. Так, уже в детском саду введен дифференцированный подход в подготовке детей к школе на основе диагностики уровня умственного, физического, психического развития ребенка, учета его интересов и способностей.
Результаты совместной деятельности детского сада и школы регистрируются по следующим показателям: сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психического); развитие творческих начал ребенка; успехи в учебной деятельности.
Учителя начальных классов, в которые поступили выпускники МДОУ «Детский сад № 1», отмечают, что воспитанники детского сада имеют достаточно высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к окружающей действительности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% выпускников ДОУ №1 имеют высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей. Анализируя уровень успеваемости детей первого класса можно сделать вывод о хорошей подготовке детей к школе, основанной на сотрудничестве детского сада со школой.
В 2008-2010 учебном году учащимися школы совместно с воспитанниками ДОУ № 1проведены следующие мероприятия :
1. Праздник здоровья (спортивное развлечение с участием учащихся 1–4 классов и старших дошкольников).
2. Интеллектуальная викторина (участники учащиеся 1 класса и будущие выпускники детского сада).
3. Именины мухи – Цокотухи (ролевой спектакль).
4. Сказки А.С.Пушкина в гостях у малышей (кукольный спектакль).
5. Масленица (развлекательная программа с чаепитием с участием школьников, дошкольников и родителей).
6. Веселый снеговик для детского сада (снежные постройки на участке) и др.
7. Изготовление и развешивание кормушек для птиц на участке детского сада.
Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.
Литература
1.Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений.// журнал «Начальная школа» №1 2000 г.
2.Лебедева С.А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования.// журнал «Начальная школа» №11 2005 г.
Крылова
Инна
Анатольевна г.Нелидово Тверская обл.