Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

 

Преемственность между детским садом  и школой при подготовке детей к обучению.

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

     Начальная школа начинается с предшкольного образования.

     Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.

     Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким,  учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

     Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

     Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

* развитие любознательности;

*развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

*формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

* развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

     Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

     Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

* координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

*обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

     При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

     Перечислим задачи, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.

Задачи дошкольного звена:

1. Приобщить детей к ценностям здорового образа жизни.

2.Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.

3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).

5. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.[1]

Задачи начального школьного звена:

1. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

2.Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).

3. Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.

4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

     Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:

* создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

*создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

*развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

*формирование психологической готовности к школе;

* разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;

*создание комплекса учебно – методической документации;

*формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

*создание новых творческих мастерских и проектов.

     Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

     Но это не значит, что в ДОУ надо формировать узкопредметные знания, умения и навыки, готовность к изучению русского языка, математики, окружающего мира, наоборот, всё основное внимание надо уделять развитию качеств, необходимых для осуществления новой деятельности, сформированности предпосылок деятельности учения.

     Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса». [2]

     Значит для нас важна:

1. преемственность в целях;

2. преемственность методической системы образования (цели, задачи, содержание, методы, средства, формы организации);

3. преемственность в содержательной линии предметных областей, она должна быть единой.

     Понятие готовности к школе должно трактоваться в смысле формирования элементов учебной деятельности в дошкольный период, для того, как ребёнок непосредственно столкнётся с ежедневной необходимостью применять эти умения. Но в ДОУ пока на это не обращается внимания.

     Сейчас в дошкольной педагогике витает такая идея: в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте можно было бы понимать познавательную деятельность. Если это станет центральной задачей, в дошкольных учреждениях, то формирование и развитие познавательной  мотивации, а также познавательных способностей создаёт базу для развития формирующихся на их основе учебных умений, самооценки и самоконтроля.

     Но пока это является дополнением к развитию игровой деятельности, что и ведёт к тому, что неразвитость и несформированность познавательной деятельности дошкольника становится главным бедствием  в решении проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Возможно, именно это и есть главная причина школьной неуспешности детей на начальном этапе образования и далее в основном и старшем. К дошкольному образованию тоже необходимо подходить с точки зрения деятельностного подхода. Тогда дошкольник будет видеть и понимать применимость своих знаний и умений  в значимой для него практической деятельности, в качестве которой будет выступать всё то, что делает ребёнок  в детском саду (игра, наблюдение, экспериментирование, конструктивная деятельность художественно-изобразительная, моторно-двигательная, литературно-языковая деятельность, общение, двигательная и трудовая деятельность и т. д.). Тогда задача педагога заключается в том, чтобы сделать процесс успешным для ребёнка. Здесь формирование у дошкольника готовности к школьному обучению будет происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, что обеспечит психологическую готовность ребёнка к школе. Только в этом случае мы сможем развести понятие «учение» как приобретение знаний и «учебная деятельность», как деятельность по самообразованию, по формированию ребёнка, «умеющего учиться».

     В этом случае, чтобы подготовить ребёнка к школе, надо сформировать его учебно- познавательные  мотивы и развивать специфические компоненты деятельности, психические процессы, которые смогут обеспечить лёгкую адаптацию к обучению в школе.[2]

    На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна. Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества педагогических  коллективов  МДОУ «Детский сад № 1» и МОУ средней школы № 5. Педагоги совместно определяют и обсужда­ют круг вопросов по преемственности. Ре­зультатом таких деловых встреч является  разработка совместных действий по преемствен­ности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы.

Для того чтобы избежать перекоса в сто­рону специальной (предметной) подготовки ребенка к школе и обеспечить формирование у него личностных качеств, в содержание бы­ла включена работа по формированию у уче­ника усидчивости, внимательности, способ­ности корректировать собственные эмоцио­нальные состояния. Развитие способностей ребенка осуществлялось на занятиях конс­труированием, художественным и изобрази­тельным творчеством. Все знания, умения и навыки, которые пригодятся ребенку в шко­ле, усваивались детьми через сюжетно-ролевые игры, занятия в «Школе будущего пер­воклассника».

Школой и детским садом достигнута так­же преемственность в психолого-педагоги­ческом сопровождении ребенка от поступле­ния в школу и до его полной адаптации. Так, уже в детском саду введен дифференцирован­ный подход в подготовке детей к школе на ос­нове диагностики уровня умственного, физи­ческого, психического развития ребенка, уче­та его интересов и способностей.

Результаты совместной деятельности дет­ского сада и школы регистрируются по следу­ющим показателям: сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психи­ческого); развитие творческих начал ребенка; успехи в учебной деятельности.

Учителя начальных классов, в которые поступили выпускники МДОУ «Детский сад № 1», отмечают, что воспитанники детского сада имеют достаточно высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к окружающей действительности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85%  выпускников ДОУ №1 имеют высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей. Анализируя уровень успеваемости детей первого класса можно сделать вывод о хорошей подготовке детей к школе, основанной на сотрудничестве детского сада со школой.

           В 2008-2010 учебном  году  учащимися школы совместно с  воспитанниками ДОУ № 1проведены следующие мероприятия :

1.     Праздник здоровья (спортивное развлечение с участием учащихся 1–4 классов и старших дошкольников).

2.     Интеллектуальная викторина (участники учащиеся 1 класса и будущие выпускники детского сада).

3.     Именины мухи – Цокотухи (ролевой спектакль).

4.     Сказки А.С.Пушкина в гостях у малышей (кукольный спектакль).

5.     Масленица (развлекательная программа с чаепитием с участием школьников, дошкольников и родителей).

6.     Веселый снеговик для детского сада (снежные постройки на участке) и др.

7.     Изготовление и развешивание кормушек для птиц на участке детского сада.

  Практика показывает, что положительные ре­зультаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учи­телей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качес­тво подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

 

 

Литература

1.Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений.// журнал «Начальная школа» №1 2000 г.

2.Лебедева С.А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования.// журнал «Начальная школа» №11 2005 г.

 

 

Крылова

Инна

Анатольевна                                                            г.Нелидово Тверская обл.

 
Дата последнего обновления страницы 04.11.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения