ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ 11 класса.
Выступление Колесниковой А.А. на педагогическом совете «Компетентностно ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса – важный путь формирования социально зрелой личности учащегося, способной к самореализации и к интеграции в социальном пространстве».
11.01.2012г.
Современная общеобразовательная школа является одним из традиционных институтов, способных эволюционным путём подготовить к вхождению в сложную социальную среду учащихся, не только обладающих запасом необходимых знаний и умений, творческой активностью, но и социально – компетентных, способных успешно самореализоваться в качестве полноценного члена общества.
Важное место в социализации подрастающего поколения принадлежит предмету «История» (наряду с другими предметами школьного гуманитарного цикла: «Обществознание», «МХК» и др.).
В условиях введения ЕГЭ в штатном режиме особую значимость приобретает результат усвоения знаний, куда входят компетенции, связанные с идеей опережающего развития, т. е. всё то, что понадобится школьникам и при дальнейшем обучении, и в будущей взрослой жизни. Иными словами общество в целом и педагогическое сообщество в частности постепенно начинают осознавать, что на смену знаниевой парадигме в общем образовании должен прийти компетентностный подход, что требует внесения серьёзных изменений в практику работы учителя.
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно – коммуникативной компетентности учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе и внеурочной деятельности. Такую активность проявляют многие учащиеся 11 класса, участвуя в различных конкурсах, чемпионатах, викторинах, научно-практических конференциях.
Успешно выступили Быстрова Катя, Шкадов Дима на научно – практических конференциях, посвящённых 65- летию Великой Отечественной войны в городе Белый, Западная Двина, а также во всероссийском конкурсе «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»; Тульская Эстер - в IХ Международном конкурсе работ «Уроки Холокоста – путь к толерантности»; неоднократно представляли свои творческие работы Безимова К., Бомбин А., Фоменкова Р., Расов В., Тишкевич А., Сухарева А.
В школе создано несколько сборников работ учащихся, в которых отражено творчество Бомбина Александра, Безимовой Кристины, Тульской Эстер, Доцу Таисии, Фоменковой Русланы, Быстровой Екатерины, Александрова Артема, Кудрявцевой Серафимы. Отдельным сборником представлены творческие работы Бомбина Александра.
Учащиеся 11 класса показали высокий интеллектуальный потенциал в ходе проведения муниципального этапа Всероссийских предметных олимпиад. Их вклад в школьную копилку – 18 мест победителей и призёров олимпиад, среди них победителями стали Тульская Э.(русский язык, литература, английский язык; Быстрова Е. (обществознание, немецкий язык), Фоменкова Р. (право, избирательное законодательство), Козлова О.(биология), Безимова К. (экология), Башечкина В. (французский язык), Сухарева А.(физическая культура). Безусловно – это многолетний труд коллектива учителей по привитию интереса к предметам и информационной компетентности.
Результативность участия обучающихся 11 класса
в муниципальном этапе ВОШ
|
2009-2010 учебный год
(9 класс) |
2010-2011 учебный год
(10 класс) |
2011-2012 учебный год
(11 класс) |
I место |
7 |
6 |
11 |
II место |
2 |
6 |
4 |
III место |
4 |
4 |
3 |
Общее количество призовых мест |
13 |
16 |
18 |
При подготовке к ЕГЭ использую компетентностно - ориентированные задачи, которые составляются на основе текстов исторических источников, представленных в учебниках по курсу. Использую такие виды деятельности как: аналитический выбор информации, работа с дополнительной информацией, рефлексия на содержание, аргументация, привлечение дополнительных знаний и личного опыта. Учащиеся работают самостоятельно, вдумчиво и чувствуют себя исследователями. Важно также и то, что работа с компетентностно - ориентированными задачами и последующая рефлексия на основе их решения способствует развитию у учеников важнейших логических приёмов мышления: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, сравнения, классификации, что интенсивно влияет в целом в целом на уровень интеллектуального развития личности.
В качестве примера - выполнение задания в части С6 (анализ исторической ситуации), которое относится к наиболее трудно выполнимым заданиям.
Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.
«Хан Батый после разгрома русских городов и земель облагал их данью. Новгород монголы никогда «не воевали», однако золотоордынскую дань новгородцы платили.
Почему монголы «не воевали» Новгород? Укажите не менее двух причин. В силу чего новгородцы вынуждены были платить дань Орде? Приведите не менее трёх суждений.
Данное задание относится к проблемному, основанному на ситуации неопределённости и предположению. В условии проблемной задачи содержится недостаточное количество данных для её решения, но оно всё–таки может быть найдено благодаря сообразительности, смекалке, интуиции ученика и его базовым знаниям. Ситуация предположения предлагает ученику создать собственную интерпретацию исторических событий и явлений, объяснить их причины и следствия, мотивы и цели деятельности, привести аргументы.
В современном мире общественная система воздействует на людей в большей степени, чем природа, и при катаклизмах общественные навыки и установки очень важны. Мы видели с вами, на примере Японии, пережившей страшное землетрясение, как люди проявляли свои базовые ценностные установки, свою способность в трудных условиях самоорганизоваться. Дать молодым относительно целостное представление об этом современном мире, во многом определяющим такое поведение, и призвано школьное обществознание, которое в первую очередь социализирует личность, а уж за тем служит базой для дальнейшей профессиональной подготовки тех, кто хотел стать экономистом, юристом, социальным работником и т.д.
Особую роль в формировании гражданской позиции учащихся играют уроки по избирательному праву, цель которых – формирование позитивного отношения к выборам и голосованию, отработка моделей поведения учащихся в ситуации выбора. На таких уроках знакомлю учащихся с правовой базой по избирательному закону. Учащиеся защищают мини – проекты, в которых излагают основные проблемы избирательно процесса («Выборы: «за» и «против», «Если бы я обладал законодательной инициативой» и др.). Для выполнения проектов учащиеся пользуются материалами СМИ, Интернета. Это влияет на социализацию школьников, формирование их активной жизненной позиции, готовит к социально значимой роли избирателя
Более глубокому изучению курса избирательного права способствует подготовка учащихся к олимпиаде по избирательному праву, опыт совместной работы с представителями территориальной избирательной комиссии, с работниками центральной городской библиотеки по организации деловой игры «Выборы», ток-шоу «Легко ли быть избирателем?», уроков «Демократия и народный суверенитет» в рамках проведения единого правого дня и других мероприятий, способствующих практическому применению знаний по избирательному праву.
Одной из форм, способной привлечь внимание молодежи к политической жизни страны и в тоже время сформировать у них навыки избирателей, являются выборы ученического самоуправления. В игровой форме решаются важнейшие задачи – повышение политической и правовой культуры, воспитывается уважение к мнению партнера, толерантность, потребность во взаимопонимании.
Активную гражданскую позицию учащихся формирую через деятельное освоение явлений социально – экономического спектра, участие в проектах моделирования социальных явлений. Одним из интенсивных методов социальной практики считаю социальное проектирование.
В рамках социального проекта «Школа – правовое пространство» создан правовой клуб «Фемида». Лекторская группа учащихся (в тот период 8-А класса) Фоменкова Р., Бухарева А., Доцу Т., Тульская Э., Фадеева И, Шилина Д., Козлова О.) провели цикл бесед по правовой тематике:
- «Правовой статус ребенка»,
- «Конвенция о правах ребенка»,
- «Ювенальная юстиция»,
- «Конституция РФ - Основной закон РФ»,
- «Права и ответственность несовершеннолетних по трудовому праву» и др.,
- игру-викторину «Защити сказочного героя» (1- 6 классы).
- конкурс рисунков «Мир моих прав» (1- 6 классы).
Члены лекторской группы встречались и с учащимися коррекционной школы.
В разные годы, ребята – активные участники школьных брейн-рингов «Подросток и общество» (7 класс), правовых турниров «15 лет Конституции РФ» (8 класс), «8 шагов по правовому лабиринту», «Демократия и мы» (9-11 классы), школьных заочных олимпиад по праву (9-11 классы).
Учащиеся класса выступают корреспондентами не только школьной печатной газеты «Импульс», но и освещают жизнь школы в СМИ на уровне муниципалитета.
Проявляя интерес к общественно-политической жизни, участвуют в областных форумах на сайте «Тверь молодая», в игре по избирательному законодательству «Код успеха», молодежных акциях «Молодежь против наркотиков», в областных фестивалях клубов молодых избирателей (2010-2011гг.), успешно выступая и становясь победителями.
Эффективно использование различных внеурочных форм работы, направленных на формирование гражданских качеств личности учащихся. Это:
- проведение тематических классных часов, которые формируют отношение учащихся к различным проблемам современности. Например, «Скажем – нет наркотикам!», «Мир моих увлечений», уроки Мужества «Служить Отечеству», «Дни воинской славы в России» и др.;
- встречи с участниками ВОВ,
- посещение городского выставочного зала, музея Боевой Славы средней школы № 3, музея русского быта профессионального лицея № 20;
- участие в добровольческом движении «Важное дело» (встречи с обучающимися коррекционной школы, в митингах на братских захоронениях на 2-й шахте, д. Семёновское и д. Каменка Нелидовского района, проведении концертных программ для ветеранов ВОВ, в акциях «Милосердие», «Письмо–поздравление ветеранам» и др.).
Учащиеся 11 класса талантливы. Они активные участники многих школьных мероприятий, ежегодных городских фестивалей детского творчества «Созвездие». Каждый год радуют нас зажигательными танцами участники хореографического коллектива «Визави»: Бомбин Александр, Безимова Кристина, Быстрова Екатерина, Фадеева Ирина, Стефанова Ольга, Кудрявцева Серафима; участники драмкружка Бомбин А., Китов Д., Кудрявцева С.; при активном участии Китова Д. готовятся сюжеты школьной тематики в телестудии «Дай «5».
Активное участие в мероприятиях, посвященных ветеранам труда и Великой Отечественной войны, принимают Расов Владислав, Тишкевич Алексей, Безимова Кристина, Бомбин Александр, Козлова Ольга, Доцу Таисия, Тульская Эстер.
Юноши и девушки защищают честь класса и школы на различных спортивных соревнованиях. Среди них: Тишкевич А., Расов В, Кожемякин О., Китов Д., Башечкина В., Сухарева А., Безимова К., Стефанова Ольга
Активное участие в учебной и внеурочной деятельности несомненно влияет на социализацию школьников, интегрированных в современное общество, показывает на сколько учащиеся могут применять свои знания в практической жизни. А это является свидетельством их компетентности в разных вопросах жизнедеятельности.
В мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, социальная и профессиональная успешность напрямую зависит от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций. Свою задачу вижу не столько в передаче «готовых знаний», сколько в формирование активной личности с психологической установкой на самообразование, обладающей достаточными навыками как самостоятельного поиска, отбора, анализа, так и использование информации.