Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

 

        В ноябре 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения выдающегося учёного с мировым именем – Михаила Васильевича Ломоносова. В связи с этим на днях в средней школе №5 состоялась  ученическая научно-практическая конференция  «Михаил Васильевич Ломоносов – светоч российской науки», на которой присутствовали учащиеся 5-11-х классов, педагоги школы.

       О том, как проходило становление Михайлы Ломоносова как учёного с самых азов, поведала   ведущая конференции. Родившись в далёкой северной глубинке Архангельской губернии в семье крестьянина-помора, Михаил с детства имел сильную тягу к грамоте и наукам, стремился разобраться в сути многих вещей, происходящих в природе. Это стремление привело уже довольно взрослого юношу в Москву, где он поступил сначала в Навигацкую школу,  а узнав о том, что более обширные знания дают в Славяно-греко-латинской академии, перешёл туда обучаться. Спустя некоторое время,  в числе 12 отобранных учеников, был направлен на обучение в Петербургскую Императорскую Академию, а затем трое её «счастливчиков», «лучшие из лучших», были отправлены в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. Среди  них оказался и Михайло Ломоносов…

           Всю многогранность таланта и гения великого учёного представили старшеклассники в своих выступлениях, сопровождавшихся красочными презентациями. Вот перед нами встаёт образ Ломоносова-физика, то занимающегося изучением физических явлений в природе, то наблюдающего за движением небесных светил в свой телескоп и  обнаруживающего пятна на Венере (выступление Войниковой Екатерины, 8 класс). А вот Ломоносов проводит научные исследования в только что  построенной химической лаборатории, тщательно изучая свойства некоторых веществ  (Безимова Кристина, 11 класс).  Там же Ломоносов проводит не только химические опыты, но и разрабатывает состав стекла, фарфора и смальты, которую использует для своих мозаик, созданных в 1751 году, пытаясь возродить забытое на долгие годы в России древнерусское мозаичное искусство. Но это уже тема  выступления Ивановой Полины (9 класс). О вкладе М.В. Ломоносова в развитие русского языка и литературы рассказали Гончар Яна (9 класс), Миронов Александр и Марченков Владислав (учащиеся 8 класса). «Ода Фенелона», «Ода на взятие Хотина», ряд похвальных и духовно-нравственных од, трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт», неоконченная поэма «Пётр Великий» и другие произведения положили начало созданию нового литературного языка. Всё это позволяет по праву считать Ломоносова «отцом новой русской литературы».

      О заслугах Михаила Васильевича перед отечественной исторической наукой рассказала ученица 10 класса Ратковская Эвелина. Ведь именно Ломоносов  первым выступил против «норманнской теории» происхождения древнерусской  государственности, которая имеет широкое признание в учёном мире на Западе. Итогом научной деятельности Ломоносова в области истории явился выход в свет в 1766 году (к сожалению, уже после смерти автора) «Древней Российской истории», содержавшей исторические факты от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого (Мудрого), то есть до 1054 года.

          Беспокоясь о плачевном состоянии академических университета и гимназии, Ломоносов выступает с инициативой создания нового университета в Москве, указ об учреждении которого был подписан 12 января 1755 года императрицей Елизаветой. Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян, стал важным научным центром в России. С 1940 года Московский государственный университет  носит имя М.В. Ломоносова и является одним из известных высших учебных заведений в мире. 

        В 1758 году Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, что позволило ему осуществить ряд своих замыслов в развитии и накоплении географических знаний, доказать важное значение Северного морского пути для развития России, о чем рассказали в своих выступлениях Тужилкина Мария (9 класс) и Капелюш Елена и Кирильчик Виктор (10 класс).  

       Многоплановые и разнообразные по содержанию выступления учащихся не оставили равнодушными  участников конференции. Содержательные, интересные сообщения учащихся, раскрывающие многогранную деятельность Ломоносова, были подготовлены под руководством учителей – Яковлевой С.Н., Власенковой М.Ф., Швыркуновой О.В., Гончар О.В., Козловой М.С., Колесниковой А.А., Кирильчик М.В., Руженцевой О.А.

      Михаил Васильевич Ломоносов  - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, молекулярно-кинетической теории и науки о стекле, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. За свою многогранную научную деятельность Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

       К сожалению,  многие замыслы ученого не смогли осуществиться при жизни Ломоносова. Многодневный самоотверженный труд ради российской науки надорвал здоровье  Михаила Васильевича. Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге…

            Говоря о М.В. Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый».  По праву писал великий русский поэт А.С. Пушкин: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

 

Дегтярёва Н.В., зам. директора по НМР

МОУ средней школы №5.

 
Дата последнего обновления страницы 18.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения