Обществознание является наиболее массовым экзаменом из всех предметов, которые сдаются по выбору. Его результат востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального профессионального образования. В течение многих лет этот экзамен предпочитали как подготовленные учащиеся, ориентированные на продолжение учебы в вузах социально – гуманитарного профиля, так и выпускники, не рассчитывавшие на хорошую и отличную оценку своей обществоведческой подготовки. Слабоуспевающие учащиеся зачастую выбирали обществознание потому, что необходимо было сдать любые три экзамена по выбору из числа предметов, изучавшихся в 10 и 11 классах, а сдавать, скажем физику или химию им было не по силам.
Поскольку сейчас вступило положение, согласно которому все экзамены выпускники сдают исключительно на добровольных началах, можно предположить в этой связи, что число выпускников, сдающих экзамен по обществознанию и имеющих невысокий уровень обществоведческой подготовки, станет сокращаться, а сам экзамен, как и другие экзамены по выбору, будет усложняться, в чем я, как эксперт, убедилась в этом году, поскольку 3 года проверяю работы выпускников.
Традиционно задания ЕГЭ дифференцируются по трём уровням сложности: базовый, повышенный и высокий.
В рамках ЕГЭ одинаково значимы как «знаниевые», так и операционно-действенные аспекты предметной подготовки учащихся, и это является стимулом для постепенного преодоления господствующих пока в практике преподавания моделей передачи готового знания и оценки его на уровне простого воспроизведения. Акцентирование в заданиях ЕГЭ прикладной ( практической) составляющей обществоведческой подготовки привело постепенно к возрастанию внимания к заданиям на обращение к социальным реалиям. В этом, в частности, видится изменение в практике преподавания предмета
- от ориентации на передачу и воспроизведение готовых знаний к преподаванию, основанному на освоении различных способов получения социальной информации, её интерпретации и применения.
ЗАДАНИЯ НА ВЫБОР ИЗ ДВУХ СУЖДЕНИЙ.
Задания данной разновидности включены в первую часть экзаменационной работы (часть А). Однако в отличие от других заданий этой части они относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Это не случайно, поскольку речь в данном случае идёт не об оперировании понятиями, а о работе с более сложной логической единицей – суждением.
Изучая в курсе тему «Познавательная деятельность», ученики узнали, что суждение (высказывание) представляет собой связь понятий; в нём утверждается или отрицается что – либо. Учитель обращает внимание на разделение суждений на простые и сложные.
Суждение «В познании общественных явлений не используется метод моделирования « является простым. А примером сложного может служить следующее суждение: «К особенностям изучения общественных явлений относятся совпадение объекта и субъекта познания и использование научных понятий». В этом случае высказывание можно разделить на два суждения:
1)особенность изучения общественных явлений состоит в совпадении объекта и субъекта познания;
2)особенностью изучения общественных явлений выступает использование научных понятий.
Большинство суждений, включённых в данную разновидность заданий ЕГЭ, относятся к простым, но встречаются и сложные. В их анализе нужно быть особенно внимательным, поскольку одно простое сужде6ние в составе сложного может быть верным, а второе ошибочным ( как в приведённом выше примере). В результате, утверждение в целом нельзя отнести к числу верных суждений.
Применительно к данному типу заданий важен и такой аспект логического анализа, как отношение между суждениями, поскольку речь в задании идёт о выборе их двух суждений. Обратим внимание учеников на формулировку условия задания, оно завершается указанием на общий для приведённых суждений предмет рассмотрения.
Пример 1.
Верны ли следующие суждения о функциях Банка России?
А. Основной целью деятельности Банка России (Центробанка) является получение прибыли.
Б. Важнейшая задача Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.
(верно только Б)
Пример 2.
Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве ?
А. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе отдельных групп населения к общественным благам
Б. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную фазу развития.
( верно только А)
В примере 1 объектом рассмотрения являются функции Банка России, в примере 2 –проблема социального неравенства. Суждения, имеющие общий предмет рассмотрения, называются сравнимыми.
Следует обратить внимание ещё на одну характеристику, связанную с отношением суждений. Сравнимые суждения могут быть совместимыми (не противоречащими друг другу) и несовместимыми.
В первом примере суждения являются в известной степени несовместимыми: в одном случае утверждается, что основная цель Банка России получение прибыли, в другом – защита и обеспечение устойчивости рубля. В примере 2 – суждения не противоречат друг другу, поскольку в одном случае речь идёт о проявлении социального неравенства, в другом – о времени его возникновения.
Следует отметить, что в паре противоречивых суждений, если одно верно, то второе обязательно ошибочно.
Пример 3.
Верны следующие суждения о последствиях безработицы.
А. Безработица уменьшает нагрузку на занятых.
Б. безработица создаёт социальную напряжённость в обществе.
(верно только Б)
Пример 4.
Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
А. Государственный бюджет – это особая форма перераспределительных отношений.
Б. Государственный бюджет- финансовый план страны на определённый период времени.
(Верны оба суждения)
Пример 5.
Верны ли суждения о внутреннем валовом продукте?
А. Во внутренний валовой продукт входит стоимость только конечных товаров и услуг.
Б. Во внутренний валовой продукт входит стоимость промежуточных товаров и услуг.
(Верно только А)
Пример 6.
Верны ли следующие суждения о рыночной цене?
А.Цена рыночного равновесия определяется спросом и предложением.
Б. Цена рыночного равновесия регулируется государством.
(Верно только А)
Последние два примера включают несовместимые высказывания. Поэтому верными оба суждения быть не могут.
Характеристику парных суждений следует дополнить ещё одной чертой – их эквивалентностью. В эквивалентных суждениях в разной форме выражена одна и та же мысль.
Пример 7.
Верны ли следующие суждения о недостатках рыночной системы?
А. Безработица – естественный спутник рыночной экономики.
Б. В условиях рынка не гарантировано право на труд.
(Верны оба суждения)
В данном случае суждения либо истинны, либо ложны.
Пример 8.
Верны ли следующие суждения о роли конкуренции?
А. Конкуренция между производителями выступает регулятором хозяйства во всех экономических системах.
Б. В условиях рынка конкуренция ведёт к снижению издержек производства.
(Верно только Б)
Пример 9
Верны ли следующие суждения о недостатках рыночной системы?
А. Цикличность в условиях рыночной экономики ведёт к производственным потерям.
Б. Эффективность экономически снижается в условиях чередования спадов и подъёмов в развитии производства.
(Верны оба суждения)
Данный пример содержит эквивалентные суждения.
Для лучшего усвоения основных характеристик парных суждений можно предложить такие задания:
1.Подберите совместимое и несовместимое высказывания к следующему суждению: Политическая партия является важным институтом политической системы общества. (Несовместимым в данном случае суждением может быть такое: «Единственным институтом политической системы общества является государство»)
2.Подберите эквивалентные и неэквивалентные суждения к следующему высказыванию: Деятельность человека в отличие от поведения животного целенаправленна. (Эквивалентным приведённому суждению может быть следующее: «Только человек в своей деятельности руководствуется сознательно поставленной целью».)
РАБОТА С ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ.
Индивидуальное выполнение учащимися на занятиях тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики усвоили содержание основных обществоведческих понятий.
Например: В процессе социального познания ограничена возможность применения такого метода, как:
А) сравнение Б) эксперимент В) анализ Г) обобщение
(Ответ Б )
Задание такого типа не вызывает особых трудностей, больше проблем доставляют тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа, например:
1. Найдите в перечне признаки постиндустриального общества:
а) мелкосерийное производство
б) преимущественное развитие сферы услуг
в) рост числа ранних браков
г) глобализация
д) активное создание и реализация экологических программ
е) создание империй
ж) полное исчезновение национальных различий
з) создание виртуальной реальности
и) уменьшение численности населения в развитых странах
Ответ: а, б, г, д, з.
2. Найдите в перечне источники частной собственности:
А) труд самих физических лиц
Б) имущество, созданное за счёт вкладов учредителей
В ) экономическая деятельность, направленная на извлечение прибыли
Г) сбор пошлин
Д) предпринимательская деятельность, основанная на собственном труде
Е) предпринимательская деятельность, основанная на наёмном труде
Ж) национализация собственности
З) имущество, произведённое в процессе деятельности хозяйственного товарищества
И )имущество, предназначенное для удовлетворения общих интересов
Ответ: А, В, Д, Е.
Выполнение учащимися данных заданий показало, что они зачастую не могут отметить все признаки, характерные черты того или иного обществоведческого понятия, явления, процесса. Ученики не обладают необходимой полнотой знаний, не всегда могут проанализировать предъявленную информацию по заданному критерию, а главное- не умеют осуществить группировку предложенных содержательных компонентов по соответствующему показателю, поэтому было увеличено количество заданий, ориентированных на комплексный подход к ответу .Использую схемы, таблицы, например:
1. Составьте схему. раскрывающую понятие «общество».
2. Составьте схему «Формы государства», «Формы государственного устройства» и приведите примеры.
3. Составьте схему «Законотворческий процесс в РФ»
4. Составьте схему «Иерархия российского законодательства»
5. Работая с Конституцией РФ, составьте схему «Избираются гражданами России « и «Назначаются в органы власти «, «Местные органы власти».
6. Составьте схему «Политическая система»
7. Оформите таблицу «Основные типы политических партий». «Политические партии в парламенте», «Отличия президентской и парламентской республики» и др.
В ходе коллективного обсуждения вариантов ответов формировалась оптимальная схема, раскрывающая содержание обществоведческого понятия, явления, процесса.
Для закрепления предлагаю задания типа:
Соотнесите вид политической идеологии с её основной идеей.
|
Вид политической идеологии |
Основная идея |
|
консерватизм |
Социальное партнёрство в условиях стабильного политического развития. |
|
коммунизм |
Ликвидация частной собственности и передача всех средств производства в общенародную собственность.
|
ЧАСТЬ С.
Характеристика оцениваемых заданий.
Экзаменационная работа состоит из 3- х частей. Третью часть проверяют 2 эксперта. В случае возникновения существенных разногласий в оценке (2 балла) работу отдают третьему эксперту.
Напомню, что с этого года часть С состоит из 9 заданий.
Задание С 1- С4.- 10 баллов.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ С ТЕКСТОМ?
Опорой является опыт работы с документами. Прежде всего отметим, что некоторые умственные операции, которые осуществляются при изучении источника одного вида, не применяются в работе с источником другого вида. Например, отношения автора документа к тому или иному явлению отчётливо выражено в публицистическом тексте, авторская позиция также находит отражение в философском труде. Научный текст, как правило, не содержит оценочных суждений, зато в нём главное – аргументация того или иного положения. Между тем тщетно было бы искать аргументацию в тексте закона или другого нормативного акта. Точно так же метафоры, образные выражения, сравнения присущи публицистическому тексту, в то время как их нельзя найти в нормативном документе, да и в научном тексте они редкость. Работа с документом, как считают специалисты, включает 2 аспекта: интерпретацию и анализ. Интерпретация направлена на установление того смысла. Который вкладывал в произведение его автор. Анализ содержания документа позволяет взглянуть на источник с позиций нашего времени, в контексте проблем, стоящих перед нашим сообществом. Здесь преобладают логические суждения и доказательства, сопоставление различных данных, анализ их согласованности друг с другом. Здесь раскрывается вся полнота социальной информации источника. Исследование структуры и содержания источника позволяет синтезировать выводы, полученные в процессе интерпретации и анализа его отдельных сторон.
Рекомендую записать учащимся памятку для выполнения заданий данного типа.
Внимательно прочитайте текст. Помните : прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.
1.Соотнесите текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
2.Дайте ответ на вопрос: о чём данный текст?- и определите его основную идею. 3.Отвечать на вопросы старайтесь по порядку, так как они предъявляются по принципу «от простого к сложному»
4.Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.
Отвечайте точно на поставленный вопрос.
5.Не упустите из виду, на что требуется опираться при ответе : текст, личный опыт, материал, изученный в курсе обществознания.
6.Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий чёткие и ясные формулировки.
7.Не останавливайтесь на какой- либо части задания, избегайте неполных ответов.
8.Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нём ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
Экзаменационная работа включает мини – тест: к текстовому фрагменту поставлены 4 вопроса – задания, каждый из которых имеет своё назначение и направлен на проверку определённой группы умений.
Первое задание направлено на выявление осознанности восприятия информации, содержащейся в тексте в явном виде. Эта часть заданий обращена только к тексту, направлена на проверку его понимания, на выявление умения получить содержащуюся в тексте информацию. Данная часть заданий непосредственно опирается на содержание текста, во многих случаях требуя приведения цитат или пересказа (близкого к тексту) определённых фрагментов содержания. При любом, даже самом высоком качестве рассуждений отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать ответы как верные.
Второе задание – это задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний
Третье задание чаще всего требует привлечение дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.
Четвертое задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте. Эксперту разработаны специальные критерии ответов. Допускаются иные, отличные от данных в критериях формулировки, не искажающие смысл правильного ответа.
ФРАГМЕНТ ТЕКСТА.
Извлечение из Семейного кодекса РФ.
Ст. 80.
1.Родители обязаны содержать своих н/с детей. Порядок и форма предоставления содержания н/с детям определяются родителями самостоятельно.
Ст. 81.1 При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на н/с детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере на одного ребёнка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трёх и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
2.Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учётом материального положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
С1 Назовите любые три обстоятельства, установленные законом, от которых зависит размер алиментов на н\с детей, взыскиваемых судом.
Ответ:1) количество детей;
2)материальное положение сторон;
3)Семейное положение сторон.
(Ошибки: многие не указывают количество детей, теряя1балл)
Причина – невнимательность .На мой взгляд, текст не сложный.
С2 и С3 справились успешно..
С4.В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание н/с детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами
Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными?
ОТВЕТ.
1.Общество не одобряет такого отношения к детям и родителям, в данной ситуации негативное отрицательное мнение может стать сильным внешним раздражителем.
2.Такие меры могут воздействовать на совесть гражданина, ему станет стыдно и он пересмотрит своё отношение к выполнению обязанностей.
3.Такие меры могут служить своего рода предупреждением для других неплательщиков.
(данное задание вызвало затруднение у выпускников)
К сожалению тексты разноуровневые.
Вариант 107. вызвал затруднения у выпускников. ( Опять акцент на мораль)
Текст.
Все культуры в общем и целом похожи друг на друга. Все они являются рационалистическими. С этой точки зрения европейская культура, надо думать, ничем не отличается от китайской, иудаистской или мусульманской. Иное дело, -какое место отводится знаниям в системе человеческих приоритетов. По этому критерию культуры уже не совпадают. Европейская выделяется среди прочих тем, что она на первое место ставит знания, в самих знаниях – их рационально – научные формы. Для Конфуция, например, отличительным признаком человека является «Жень»( это обычно переводится как «гуманность», «человеколюбие»). Человеческим началом в человеке в данном случае выступает не разум и познание, а мораль. Здесь речь идёт о совершенно другой духовной традиции Конфуцианский человек считает прежде всего человеком потому, что он обладает жень и соблюдает ритуал. Европейский человек считал себя человеком потому, что он обладает разумом, может познавать и мыслить. Речь идёт о превалирующей тенденции, а не исчерпывающей характеристике.
Претензии разума быть верховным управителем и арбитром наталкиваются на такие же претензии со стороны другой человеческой способности – морали. Как бы ни определять мораль, совершенно очевидно, что она не сводится к знаниям и не считает себя обязанной непременно следовать им. Мораль не считается с законом достаточного основания. У неё своя, особая необходимость, которая оказывается более необходимой, чем необходимость благоразумия. Мораль может быть разумной помимо разума. Мораль укоренена не в разуме, или, по крайней мере, не только в разуме. Правильное суждение не обязательно реализуется в правильном действии. Правильному действию не всегда предшествует правильное суждение. Имея иную природу, иной источник, чем познающий разум, мораль претендует на ту же роль, что и он. Коса разума находит на камень морали. Крестьяне в таких случаях просто убирают камень с поля. Также, по сути дела, решила поступить европейская философия.
Спор между разумом и моралью за первое место в системе человеческих ценностей был предрешён в пользу разума постановкой вопроса об основании морали. Ведь обоснование – сугубо рациональная процедура. Уже в самом вопросе неявно заложена мысль, что мораль обязана оправдаться перед разумом, получить от него как бы вид на жительство. Тем самым, разум оказывается в царском кресле ещё до того, как доказаны его права на трон. Ведь вместо рационального обоснования морали можно было бы говорить о моральной оправданности познания. И это была бы совершенно другая постановка.
( А, А, Гуссейнов)
С 1. В чём, по мнению автора, проявляется специфика европейской культуры? Назовите два проявления.
1. («Она на первое место ставит знания»);
2. а в самих знаниях – «их рационально – научные формы»;
3. «европейский человек считал себя человеком прежде всего потому, что он обладает разумом, может познавать и мыслить».
С2. Какими словами автор характеризует мораль? Приведите три характеристики..
1.мораль » не сводится к знаниям и не считает себя обязанной непременно следовать им»;
2.« Мораль может быть разумной помимо разума»
3.«Мораль укоренена не в разуме, или, по крайней мере, не только в разуме»
С 3 Опираясь на обществоведческие знания. Факты общественной жизни и личный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора: у морали своя. особая необходимость, которая часто оказывается более необходимой, чем необходимость благоразумия»
Ответ.
1.Спасатели, работающие в условиях чрезвычайной ситуации, во имя спасения людей, рискуют собственными жизнями, здоровьем.
2.Некоторые потребители отказываются приобретать косметические средства и лекарства, проходившие испытания на животных.
3.Даже не очень обеспеченные люди жертвуют деньги для помощи тяжело больным детям, людям с ограниченными возможностями
С 4. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, предположите, почему в наши дни актуален вопрос «моральной оправданности познания» Выскажите три предположения.
Ответ 1..Современная западная наука подошла к открытиям, последствия которых непредсказуемы и потенциально опасны (например, клонирование человека).
2. Достижения и открытия некоторых естественных наук могут быть использованы для создания новых видов оружия массового поражения.
3. Ряд современных научных технологий предполагает неоднозначные с точки зрения морали действия, например, использование стволовых клеток, пересадка донорских органов и тканей и т. п.
Типичные недостатки, отмеченные при анализе ответов экзаменуемых:
1.Нечеткость, недостаточная ясность заявленных в ответе идей и выводов.
2.Присутствие в ответах взаимоисключающих положений без каких- либо комментариев.
3.Наличие наряду с верными ошибочных суждений в рассуждениях и доказательствах.
4.Несоответствие содержания ответа (в целом или его отдельных частях) предъявленному вопросу из-за непонимания сути задания или неудачной формулировки ответа.
5.Игнорирование при ответе важных деталей текста, что делает ответ неполным, а порой и неправильным.
6.Раскрытие в ответе лишь части предложенного вопроса (причиной может быть как неполное знание, так и невнимательность).
7.Отсутствие в ответах необходимых обобщений и выводов.
ЗАДАНИЯ НА КОНКРЕТИЗАЦИЮ.
Одними из наиболее сложных в третьей части экзаменационной работы являются задания, предполагающие осуществление выпускником логической процедуры конкретизации. В обществоведческом курсе конкретизация предполагает, в первую очередь, проецирование теоретических знаний на социальную реальность с опорой на личный социальный опыт выпускника. Здесь нужно сделать акцент на внимательное прочтение данного задания. Зачастую проблемы при выполнении заданий начинаются с неточного понимания слова «пример» и восприятия его как синонима понятия «аргумент», тогда как они не тождественны.
При выполнении подобных заданий могут быть использованы факты из жизни современного общества, Факты из личного опыта социальных взаимодействий. исторические факты, литературные и иные примеры из области духовной культуры и т. п. Данные задания раскрывают вопросы экономики, социологии, политологии, напрямую обращённые к анализу реалий современного общества; проблемы глобализации. На уроках мы регулярно обращаемся к материалам средств массовой информации, чтобы быть в курсе важнейших событий и процессов.
В КИМах используются три типа заданий на проверку сформированности умения выполнять логическую операцию конкретизации:
1) раскрыть какое – либо теоретическое положение на примерах;
2) подтвердить или опровергнуть с помощью примеров какое - либо суждение;
3) проиллюстрировать какой- либо социальный объект, явление, процесс или теоретическое положение с помощью примеров.
Это наиболее сложный вид заданий, поскольку требуется дать комментарии, показывающие связь примера с обозначенным в условии теоретическим положением.
ЗАДАНИЕ С5. (2 балла)
Данное задание направлено на проверку понимания смысла основных обществоведческих понятий и на умение применять эти понятия в контексте обществоведческого знания.
Рассмотрим задания прошлого года.
Пример 1.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения , содержащих информацию о критериях общественного прогресса.
Ответ. 1)Критерий общественного прогресса- это признак, на основании которого производится оценка развития общества.
-Критерием развития общественного прогресса выступает уровень развития культуры и нравственности.
- Критерием развития общественного прогресса выступает уровень развития науки и техники.
Пример 2.
Понятие «гражданские правоотношения»
Ответ.Гражданские правоотношения – это личные имущественные и неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права.
- Гражданские правоотношения основываются на признании равенства их участников.
-Одной из сторон гражданских правоотношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
Пример 3.
Понятие «политическая партия»
Ответ. Политическая партия – добровольная и устойчивая организация единомышленников, которая выражает политические интересы определённого социального слоя, связывая их достижения с государственной властью.
-Политическая партия имеет программу, которая определяет её цель, стратегию и тактику.
-По идеологическим основаниям выделяют либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические и националистические партии.
Пример 4.
Понятие « социальное неравенство»
Ответ. Социальное неравенство – это специфическая форма социального различия, которая характеризуется неравномерным распределением доходов, власти, образования, престижа между различными стратами, слоями населения.
- Социальное неравенство предполагает, что личности, социальные слои обладают неравными возможностями для удовлетворения своих жизненных потребностей.
-Неравенство расценивается некоторыми исследователями как положительное явление, так как оно заставляет стремиться к соверше6нствованию общественных отношений. (Данное задание вызвало трудности)
Пример 5.
Понятие «рыночное равновесие»
Ответ. Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда спрос на товар (услугу) равен его предложению.
- Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
- Рыночное равновесие может быть устойчивым и неустойчивым ( в основном даётся 1 пример)
Пример 6.
Понятие «способности»
Ответ. Способности это индивидуально – психологические особенн6ости человека, выражающие его готовность к овладению определёнными видами деятельностями.
- Способности обнаруживаются в процессе овладения
деятельностью.
- Способности позволяют быстро, легко и основательно осваивать
способы организации и осуществления деятельности.
( В основном даётся 1 пример)
В качестве закрепления теоретического материала, при проверке домашнего задания предлагаю составлять предложения на осмысление понятийного аппарата, что в итоге позволяет учащимся конкретизировать теоретические положения.
ЗАДАНИЯ С 6 ( 3 балла)
Это наиболее сложный вид заданий, которые усложняются необходимостью дать некие комментарии, показывающие связь примера с обозначенным в условии теоретическим положением. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую – либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.
При отработке данного задания предлагаю учащимся начать с актуализации теоретических знаний, признаков, форм, взаимосвязей и т. п. Затем формулируются суждения. Специфика данного типа заданий состоит в том, что простое приведение уместных примеров не может считаться выполнением требования: комментарий, связывающий пример с заданным в условии теоретическим объектом необходим. Целесообразно сделать одним из элементов предэкзаменационной подготовки отработку умения приводить примеры социальных объектов и процессов, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах. Следует также обратить внимание учащихся на корректное написание комментария, а также избегать предельно обобщённых формулировок, поскольку в задании требуется приведение конкретных примеров.
ПРИМЕР 1.
Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три фактора, определяющие существенные различия в уровнях заработной платы работников.
Ответ. 1) сложность труда (допустим, труд финансового аналитика требует больших знаний, интеллектуальных и творческих качеств личности, чем работа кассира в банке);
2) уникальность труда (допустим, кризис – менеджер , в отличие от менеджера по персоналу, редкий по сочетанию профессиональных и личностных качеств специалист);
3)ответственность работника ( заведующий складом в отличие от простых работников руководит своими подчинёнными и несёт материальную ответственность за сохранность ценностей).
ПРИМЕР2
Назовите три функции политической партии в современном обществе и раскройте их на конкретных примерах.
Ответ. 1)Представительство во властных структурах интересов различных слоёв общества ( например, во время выборов в Учредительное собрание в 1917 году большинство население России проголосовало за партию эсеров, выражавшую интересы крестьянства);
2)Политическая социализация граждан (привлечение молодёжи, создание молодёжных организаций);
3)Участие в избирательных кампаниях (выдвижение кандитатов на выборах, создание предвыборных партийных программ).
ПРИМЕР 3.
Какие вопросы регулируют нормы конституционного права? Назовите любые три из них и к каждому из них приведите конкретный пример.
Ответ. 1) Вопросы, регулируемые нормами конституционного права,
Например: - соответствие законов федерации Конституции РФ;
-порядок назначения на государственные должности;
-правомочность какого –либо постановления, изданного государственным или региональным органом власти.
2) примеры: - регион РФ принял закон о введении таможенных пошлин на все товары, поступающие из других регионов РФ;
-правительство одной из республик РФ самостоятельно назначило прокурора республики;
- орган местного самоуправления посёлка расширил территорию за счёт земель, принадлежащих соседской деревне.
Данное задание вызвало затруднения у экзаменуемых.
ПРИМЕР 3
Назовите любые два условия (фактора ), влияющие на процессы социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Ответ. 1) образование (высшее образование представляет человеку возможность претендовать на занятие престижной должности и т. п. )
2)повышение квалификации (продвижение по службе);
3) служба в армии (возможность дослужиться до высших чинов).
С данным заданием справились успешно.
ПРИМЕР 4.
На трёх примерах покажите влияние конкуренции на деятельность фирмы.
Ответ. 1) улучшение потребительских качеств товаров и услуг: стремясь привлечь максимальное количество клиентов, специалисты салона красоты освоили новые технологии химической завивки и окраски волос;
2) рациональное использование ресурсов: стремясь обойти конкурентов, фирма по производству стройматериалов использовала новую технологию, позволившую сократить расход дефицитного сырья;
3) более эффективная организация производства и реализации товаров: магазин одежды раньше конкурентов объявил о начале сезонных распродаж.
Ответы не являлись исчерпывающими.
ЗАДАНИЕ С 7. (3 балла).
Задание высокого уровня сложности, которое содержит условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Задание требует применение усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определённой проблемы. Требование задачи представляет собой систему взаимосвязанных вопросов, на которые следует чётко ответить.
ПРИМЕР 1.
Правительство страны А. ввело пропорциональную шкалу индивидуального подоходного налога. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента ( обоснования) в пользу подобного выбора.
Ответ. 1)несправедливо налогами наказывать граждан, которые в большей степени, чем другие, используют свои способности для получения дохода;
2) каждый гражданин, независимо от достатка, как налогоплательщик пользуется одинаковым набором общественных благ (охрана правопорядка, бесплатное образование, медицинское обеспечение и т. п. )
3) все граждане согласно Конституции РФ , равноправны; это должно появляться в отношении налогов.
ПРИМЕР 2.
14 – летняя Марина учится в 8 классе. Она устроилась на работу курьером. Назовите 3 обязательных условия, при которых работодатель может заключить с ней трудовой договор.
Ответ. 1) согласие одного из родителей (попечителя ) и органа опеки и попечительства;
2) лёгкий труд;
3) работа в свободное от учёбы время.
ПРИМЕР 3.
Приехав из деревни в город, молодой человек устроился слесарем на завод. Спустя некоторое время женился, но так как работа его не устраивала, он решил заняться фермерством и вновь вернулся в деревню. Поскольку экономических знаний и умений у него не было, то спустя три года его ферма разорилась.
Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие два направления этого социального процесса присутствуют в этом сюжете? Приведите примеры из сюжета, иллюстрирующие каждое из названных направлений.
Ответ. 1) процесс – социальная мобильность
2) направления: горизонтальная, вертикальная;
3) примеры: горизонтальная мобильность – переезд в город , устройство на завод, возвращение в деревню;
-вертикальная мобильность ( нисходящая)- разорение.
Несмотря на то, что в целом задание не сложное, однако оно вызвало затруднения, поскольку ответы не были полными.
ПРИМЕР 4.
В политической жизни современного общества часто составляются рейтинги ведущих политиков. Для этих целей службы изучения общественного мнения проводят специальные опросы и публикуют их итоги. Укажите три фактора, способные влиять на формирование рейтинга политического лидера.
Ответ. 1) политические действия лидера : если они отвечают интересам, рейтинг растёт, если нет, рейтинг снижается;
2)профессиональная компетентность лидера, умение ориентироваться в политической ситуации и принимать необходимые ответственные решения;
3) характер и направленность материалов СМИ о данном политическом деятеле.
ПРИМЕР 5.
Ирина и Николай решили заключить брачный договор .Николай настаивал на том, чтобы в договоре было прописано следующее условие:»Жена не может выезжать за пределы РФ без своего мужа или без его на то письменного согласия «. Нотариус отказался удостоверять именно из- за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Какие отношения между супругами могут быть определены в брачном договоре? Назовите три вида таких отношений.
Ответ. 1) действия нотариуса правомерны;
2) пояснение: например, это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т. е. речь идёт об ограничении правоспособности, брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов;
3) три вида отношений: супруги могут определить в брачном договоре: -свои права и обязанности по взаимному содержанию;
-способы участия в доходах друг друга;
- порядок несения каждым из них семейных расходов;
- определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.
ЗАДАНИЕ, ТРЕБУЮЩЕЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА С 8.
Данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме обще6ствоведческого курса.
Формулировки пунктов плана отражают насколько успешно учащиеся овладели умением комплексно представлять определённую проблему (область) обществознания и видеть в ней отдельные компоненты.
Выполнение этого задания предполагает :
а) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
б) полноту отражения основного содержания в плане ;
в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
ПРИМЕР 1.
План по теме: «Правовое государство и гражданское общество»
1.Становление идеи правового государства.
2.Признаки правового государства:
а) роль правовых норм в обществе;
б) место прав и свобод человека в системе юридических норм ;
в) принцип разделения властей ;
г) взаимная ответственность государства и личности.
3. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.
4.Формы общественного контроля за деятельностью государства:
а ) СМИ как форма контроля;
б) система социального партнёрства;
в) деятельность общественных организаций.
ПРИМЕР 2.
План по теме: «Трудовые правоотношения»
1)Понятие трудовых правоотношений.
2)Правовой статус субъектов трудового права:
а) права и обязанности работников;
б) права и обязанности работодателей;
3) Трудовой договор:
а) содержание трудового договора;
б) порядок заключения;
в) порядок расторжения трудового договора.
4) Рабочее время и время отдыха.
5) Заработная плата.
6) Дисциплина труда.
ПРИМЕР 2.
План по теме: «Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития.»
1)Человек как часть природы:
а)биологическое в человеке как биосоциальном существе;
б) природа как среда обитания человека.
2) Общество как выделившаяся из природы и связанная с ней часть материального мира:
а) использование продуктов природы ;
б) переход от использования продуктов природы к её преобразованию;
в) производство на основе природного сырья;
г) значение производства и разработки аналогов сырьевых природных материалов и открытия новых источников энергии для развития общества.
3) Доминирование потребительского отношения к природе и осознание необходимости его преодоления.
4) Экологический кризис и проблема
выживания человечества.
ПРИМЕР 3
План ответа на тему «Социальная мобильность и изменение социального статуса»
1. Чем определяется социальный статус личности;
а ) что такое социальный статус;
б ) предписанный социальный статус;
в ) приобретённый социальный статус.
2.Понятие « социальная мобильность».
3. Виды социальной мобильности.
4. Влияние социальной мобильности на статус личности:
а ) каналы восходящей социальной мобильности;
б ) вертикальная нисходящая мобильность: в чём она проявляется?
в ) может ли горизонтальная мобильность повлиять на статус личности?
ПРИМЕР 4.
1.Понятие «гражданский процесс».
2.Основные правила и принципы гражданского процесса.
3.Виды гражданских споров :
- имущественные ;
- семейные ;
-трудовые ;
- жилищные;
- конституционные.
4. Досудебный порядок рассмотрения споров.
5. Стороны в гражданском процессе:
ЗАДАНИЕ 9 ( 5 баллов)
Альтернативное задание . Оценивается по трём критериям – К1 - раскрытие смысла высказывания, проблемы, поставленной автором (2 балла); К2- представление и пояснение собственной позиции ( 1 балл); К3 – уровень приводимых суждений и аргументов ( 2 балла). Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9 , определяющим является критерий К1. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, то эксперт ставит 0 баллов, следовательно, ответ дальше не проверяется.
На уроках в старшей школе мы готовимся к написанию эссе.
Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини – сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Следует отметить, что данное задание могут успешно написать лишь те выпускники, которые освоили содержание обществоведческого курса на высоком уровне. Выпускник должен знать основные обществоведческие термины, уметь сравнивать социальные объекты, выявлять их отличия, объяснять социальные явления, приводить собственные примеры, аргументировано раскрывать теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах, т. е. выпускник способен применять обществоведческие знания, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано её излагать и отстаивать.
Выбор темы – ответственная задача. Важно, чтобы она была раскрыта в контексте философского или политологического, экономического или социологического, юридического знания. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он :
1)имеет неплохие знания по базовой науке;
2)ясно понимает смысл высказывания ( кстати, обращаю внимание на то, что не согласен с автором, а понимает, что именно утверждает автор );
3)может выразить своё отношение к нему ( согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
4)владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся ему для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы ;
5)сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Рекомендую учащимся выбрать 2-3 базовых науки, чтобы «специализироваться « на них.
ПРИМЕРЫ.
Экономика. Л. Питер: « экономика – это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»
В чём его смысл? Если выпускник помнит , что основной проблемой экономики учёные признают проблему распределения ограниченных ресурсов ( или главных факторов производства, каковыми являются земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), то он без труда поймёт, что хотел сказать автор и определить своё отношение к его утверждению. Конечно же, такие термины, как экономика, производство, распределение, потребление, обмен – все они находятся в смысловом поле проблемы.
Если ученик с интересом изучал основы социологических знаний, то можно задуматься над словами Р. Эмерсона: «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» Речь идёт о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р.Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку, обязательно будет признан обществом. В данном случае следует правильно применить ключевые термины ( социальный статус, социальная роль, достижимый социальный статус, социальный престиж и т. д.), найти примеры, подтверждающие мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.
« Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании»,- утверждал К. Поппер. Речь идёт о демократии как форме политического режима, её сущностных чертах, достоинствах и недостатках. Следует показать, каким именно образом демократия позволяет избежать тирании, и согласиться или не согласиться (аргументировано) с мнением австрийского философа ХХ века. Понятия: политический режим, демократия, тирания, система сдержек и противовесов, разделение властей, авторитаризм, тоталитаризм и др.
В тетради предлагаю сделать записи : «Алгоритм написания эссе»
1) определить, к какой базовой науке относится тема;
2) определить смысл предложенного высказывания ( ответить на вопрос « Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»;
3) ответить на вопросы: «С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть её?»;
4) сформулировать своё отношение к высказыванию (Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данному вопросу?)
5) Определить обществоведческие термины;
6)Отобрать факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта.
Несомненно, к достоинствам эссе относится:
1)краткая информация об авторе высказывания ( например, « выдающийся французский философ – просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века» и т. п.)
2)описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению );
3)указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Темы эссе 2010 года.
Философия.
« Все виды искусств служат величайшему из искусств- искусству жить на Земле» (Б. Брехт.)
«Всякая наука – есть предвидение» (Г. Спенсер).
«Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» (Л. Н. Толстой)
«Великая цель образования - не знания, а действия» (Г. Спенсер)
«Цель творчества – самоотдача» (Б. Пастернак)
«Религия –это не что иное, как любовь к Богу и человеку»(У.Пенн)
«Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих» (С. Лем)
Социальная психология.
«Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него это общение и к чему это направляет его волю» (В. А. Сухомлинский)
«Человек есть принципиальная новизна в природе» ( Н.А. Бердяев )
«Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует» ( И.В. Гёте )
« Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям» (М. Горький )
Экономика.
« Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания» ( Алан М. Вебер)
« У бизнеса есть только две основные функции – рынок и внедрение» ( П. Друкер)
« Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю можно сказать о компании, единственная цель которой – прибыль.» ( Ричард Хэйан)
« Моя проблема состоит в примирении дорогих привычек с более чем скромным доходом»( Эррол Флинн)
« В бизнесе и в спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования» ( К. Рокне)
« Первая цель – качество, а прибыль сама придёт» ( Из постулатов менеджмента )
« Стратегическое решение проблемы безработицы - увеличить побуждения людей к экономии, инвестициям, работе и найму других» (М. Фридман)
Социология.
«Важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы». ( Г. М. Андреева)
«Равенство и свобода порождают целостное развитие человека» ( В. Т. Пуляев)
«Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (П. Блау )
«Нравы портятся легче, чем исправляются» (Л. Вовенарг)
«Образование создаёт разницу между людьми» (Дж. Локк)
«Внеобщественный человек не может иметь морали» (Вольтер)
«Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (Сенека)
«Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж. Жубер)
Политология.
« Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели» ( Дж. Б. Шоу )
«Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое» ( М. Монтень)
«Государство представляет собой самостоятельное принудительное властвование» (Н. Коркунов )
«Равенство – сущность демократии и наибольшая угроза для демократии» . (М.Комар)
«Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу» ( Спиноза)
« У диктаторов нет силы – у них есть насилие « (С. Е. Лец)
Правоведение.
«Право – это формализованный гуманизм» ( А. Круглов)
«Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нём заключена справедливость» (Г. Бичер )
«Законы – это выражение и «свидетельства» достижений культуры, цивилизации, позволяющие решать крупные задачи общества» ( С. С. Алексеев)
« Когда в законах признаются произвол, насилие, своеволие, то право немногим отличается от прямого произвола власти» ( С. С. Алексеев )
« Законы – прекраснейшее изобретение разума, но, обеспечивая народам покой, они умаляют их свободу» (Л. Вовенарг).