Урок 3
Тема. П.П.Ершов. «Конёк-горбунок»
Ход урока
I. Здравствуй, дорогой друг!
II. Проверка домашнего задания.
-Расскажи своими словами о подвигах Сергия Радонежского
III. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной замечательной сказкой, которую написал человек, чья жизнь не менее замечательна и удивительна. Имя его Пётр Павлович Ершов.
- Чем необычна и удивительна судьба Петра Ершова, ты узнаешь, прочитав статью о нём в учебнике.
Ответь на мои вопросы:
- Что поразило в судьбе писателя?
- Что показалось необычным, сказочным?
- Знаешь ли ты, о какой сказке идёт речь?
Давай отдохнём. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Словарная работа.
- В сказке мы встретим слова, которые не употребляются в современном русском языке или встречаются крайне редко, поэтому для лучшего понимания сказки мы должны прочитать значения этих слов в толковом словаре. Я помогу тебе.
Сума - мешок из ткани, кожи для ношения чего-либо.
Шевелить - зд. воровать.
Смекнуть - сообразить, догадаться.
Сенник- матрас, набитый сеном или соломой; сеновал.
Несподручно - неудобно, затруднительно.
Озираючись - осматриваясь.
Очью - глазами.
Аршин - русская мера длины, равная 71см.
Рогожа - грубая ткань из мочала.
Яхонт — старинное название драгоценных камней - рубина или сапфира.
Переться - препираться, спорить по пустякам.
Некорыстный наш живот — бедную нашу жизнь.
Намеднишняя - зд. предыдущая.
Неможет - болеет.
Кушак - широкий матерчатый пояс.
Сафьянные бичи - длинные плети, кнуты из мягкой козьей или овечьей кожи, окрашенной в яркий цвет.
Порука - ответственность за выполнение чего-либо.
Трепак — русский народный танец с сильным притопыванием.
3. Знакомство с текстом сказки.
-Давай познакомиться с текстом сказки:
Беседа по прочитанному.
- Скажи, было ли тебе интересно читать или смотреть сказку?
- Что особенно поразило, привлекло твоё внимание?
- Какие чудеса происходили с Иваном? Выбери из текста и прочитай об этом.
- Почему Ивану всегда удавалось выходить сухим из воды?
- Что из произошедшего с Иваном тебе кажется самым чудесным?
- О чём ты хотел спросить своих товарищей?
- Назови слова, характеризующие Ивана.
- Какие слова можно подобрать для характеристики его братьев, царя? Сделай свой выбор.
Братья Царь Иван
ленивые хитрый смелый
нечестные жадный правдивый
жадные тщеславный доверчивый
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV. Обобщение знаний по произведению.
Ответь на мои вопросы.
- Как ты думаешь, почему каждую часть сказки П. П. Ершов начинает с эпиграфа?
- Как каждый эпиграф передаёт смысл части?
- Какие, на твой взгляд, отрывки из первой части можно прочитать по ролям?
- Подготовься к чтению по ролям. Давай попробуем прочитать вместе.
- Чему учит сказка П. П. Ершова « Конёк-горбунок»?
- Как ты думаешь, почему это произведение стало бессмертным?
- Чем сказка П. П. Ершова похожа на народную?
V.Домашнее задание.
- Какое бы задание тебе хотелось выполнить дома? Выбери. Спасибо за урок.
Варианты заданий:
- выполнить рисунки к наиболее понравившемуся эпизоду сказки;
- выучить отрывок, который больше всего привлёк внимание;