Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

Урок 1

Тема урока. Былины. «Ильины три поездочки»

Цели: обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать правильному выразитель­ному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Ход урока

    I.  Здравствуй, дорогой друг!

 

   II. Ознакомление с учебником

—   У тебя на столе красочный учебник. Рассмотри его.

- Что хотелось бы узнать в первую очередь?

- Какие разделы содержит учебник? Обратись к оглавлению.

- Изменилось ли название учебника?

- Кто автор учебника?

- Рассмотри условные обозначения в начале учебника.

 

   III. Изучение нового материала

1.  Вступительная беседа

—   Дорогой друг, продолжи предложение, и ты узнаешь, о чем пой­дет речь на нашем уроке.

«Песни о героических подвигах богатырей в народе называли...» (былинами или старинами).

Верно, это былины. Какие былины ты уже читал и знае­шь? (Добрыня Никитич, Добрыня и змей, Илья Муромец и Соловей-разбойник.)

Кого из богатырей ты знаешь? (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.)

2.  Работа по картине.

—   Открой презентацию к уроку. Перед тобой знаменитая картина «Богатыри», В.М. Вас­нецов — ее автор. Прочитай о том, как она создавалась,


История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова. Много лет работал замечательный художник над этим зна­менитым полотном, выразившим наиболее полно и совершенно лучшие стороны его огромного дарования.

Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волне­нием вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы националь­ного фольклора глубоко запали во впечатлительную душу ре­бенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его по­этической натуры.

Эти настроения и чувства поддерживала и питала величе­ственная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами окру­жающий бытовой уклад, бережно хранивший многие и многие давние преданья и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обы­чаям своих земляков.

Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углуб­лению и развитию этого страстного интереса молодого худож­ника к родной старине и к прошлому своего народа много спо­собствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. В это время русские ученые Афанасьев, Гильфердинг и Киреевский опубликовали свои собрания народных сказок, песен и былин; композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные перело­жения народного песенного творчества.

Уже в 1871 г. Васнецов набросал карандашом своего перво­го «Богатыря», положив тем самым начало знаменитому «бо­гатырскому циклу», завершившемуся через четверть века «Тре­мя богатырями», венцом великого подвига художника во славу русского искусства.

В последующие годы художник не раз снова и снова под­ступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для буду­щей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу По­повича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этю­дами, которые были им потом использованы для картины.

«Я всегда был убежден, — говорит В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, были­не, драме сказывается весь облик народа, внутренний и вне­шний, с прошлым, настоящим, а может быть» и будущим. Толь­ко больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал ху­дожников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, на­шей русской природы и человека нашей настоящей жизни, на­шего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

Свое глубочайшее художественное проникновение в сущ­ность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.

Уже работа над предшествующими картинами «После побо­ища Игоря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на рас­путье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былин­но-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Вас­нецова огромного творческого напряжения.

Один из близких друзей художника — жена СИ. Мамонто­ва, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов, весь ушел в своих «Богатырей», его видим только по вечерам, он очень усердно пишет».

В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемо­му учителю П.П. Чистякову: «Картина моя «Богатыри» — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — при­мечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья.

Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую кар­тину — ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросо­вестно, а удастся ли?»

Для образного воплощения любимых народом героев Вас­нецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца. «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова».

Образы всех троих правдивы, глубоко человечны, раскры­ты в своем индивидуальном своеобразии.

Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко при­слушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, пол­ную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги правоты своего дела и готовности отдать жизнь за люби­мую родину, не пройдет ни человек не пролетит и птица из-за рубежа.

Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны на­родной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за «честь и свободу родной земли».

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблес­ти. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могу­чими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.

Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигу­рами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насы­щенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и архео­логической достоверностью детали картины — одежда богаты­рей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону «археологии», лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.

 

   IV. Физкультминутка.  Давай немного отдохнём

 

   V. Давай прочитаем былину «Ильины три поездочки». Перед чтением познакомься со словами, которые встретятся тебе. Прочитай их значение.

БУЛАТНАЯ БРОНЯ - стальная и узорчатая - старин­ная узорчатая азиатская сталь.

СИЕ - это.

ПАЛИЦА — тяжелая дубинка с утолщенным концом.

ЯХОНТЫ — старинное название сапфира и некото­рых других драгоценных камней.

ВЕРТЛЮТИ - шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вра­щаться независимо друг от друга.

САЖЕНЬ - 2,134 метра (3 аршина).

МОНАХ — член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни.

ВИТЯЗЬ - в Древней Руси: отважный воин.

АМБАР — сарай для хранения урожая, припасов, то­варов.

ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ — должностное лицо, занимаю­щееся сбором податей и некоторыми судебно-поли­цейскими делами.

ОБЛАТЫНИВАТЬ — обращать в католическую веру.

ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ

—1) воинское подразде­ление, несущее охранение;

— 2) место въезда в город.

СМЕТА — здесь: несметное, не считанное богатство.

—ЗАПОДВАЛИВАТЬ - запирать в подвал.

РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ — елей — оливковое масло, упот­ребляемое в церковной службе. В переносном смыс­ле: что-то ласковое, успокаивающее.

ГНЕЗДОВИНУ РАЗНЕС - тайное, укромное приста­нище.

        - ПО ОРДАМ — орда — государство или войско татар или в начальном   варианте — палатка хана.

       - НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСЬ - не поддавайтесь на об­ман

 

—Прежде чем мы начнем читать ее , я хочу вернуть тебя в историю, в далекий XIII век.

Вспомни уроки истории. В каком году совершались на­беги татаро-монгол на Русь? (В 1224 году Русь впервые ус­лышала об этом.)

—Если тебе трудно, то прочти это. (На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, кото­рого звали Чингисхан. Силою, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена к создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Его войс­ка покорили многие страны и народы, и Чингисхана стали называть повелителем вселенной. В 1237году войска завое­вателей, возглавляемые внуком Чингисхана ханом (правителем) Батыем, подошли к границам русских земель. Ба­тый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Ат­лантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от невиданных врагов свои­ми силами. Одна за другой гибли богатырские дружины. Сго­рали героически защищавшиеся города. Однако завоевателе шли все дальше и дальше по русской земле. На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство - Золотую Орду. Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство бо­гатых и красивых городов. Возобновилась оживленная тор­говля. Прекратились войны между многочисленными коче­выми племенами.

Чтение текста

   - Итак, подведем итог тому, что же мы знаем о былинах.

-    Ответь на мои вопросы сам, старайся не подсматривать в ответы.

-    Что же такое былина? (Былина — русская народная эти­ческая песня — сказание о богатырях.)

-    Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать рус­ских богатырей? (Богатырь — воин, защитник своей Роди­ны, наделенный чувством собственного достоинства и от­личающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)

-    Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напев­ность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повество­вания.)

   -Расскажи о своих впечатлениях от прочитанного? Ка­кие чувства ты испытывал?

   - О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название?

 (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)

 

      Итог урока. Спасибо за урок. Выбери сам себе домашнее задание:

 1)перечитать былину и разделить ее на смыс­ловые части.

 2)пересказать одну из частей былины от лица Ильи Муромца.

 
Дата последнего обновления страницы 04.11.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения