Цели: обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать правильному выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Ход урока
I. Здравствуй, дорогой друг!
II. Ознакомление с учебником
— У тебя на столе красочный учебник. Рассмотри его.
- Что хотелось бы узнать в первую очередь?
- Какие разделы содержит учебник? Обратись к оглавлению.
- Изменилось ли название учебника?
- Кто автор учебника?
- Рассмотри условные обозначения в начале учебника.
III. Изучение нового материала
1. Вступительная беседа
— Дорогой друг, продолжи предложение, и ты узнаешь, о чем пойдет речь на нашем уроке.
«Песни о героических подвигах богатырей в народе называли...» (былинами или старинами).
—Верно, это былины. Какие былины ты уже читал и знаешь? (Добрыня Никитич, Добрыня и змей, Илья Муромец и Соловей-разбойник.)
—Кого из богатырей ты знаешь? (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.)
2. Работа по картине.
— Открой презентацию к уроку. Перед тобой знаменитая картина «Богатыри», В.М. Васнецов — ее автор. Прочитай о том, как она создавалась,
История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова. Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно и совершенно лучшие стороны его огромного дарования.
Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.
Эти настроения и чувства поддерживала и питала величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами окружающий бытовой уклад, бережно хранивший многие и многие давние преданья и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.
Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа много способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. В это время русские ученые Афанасьев, Гильфердинг и Киреевский опубликовали свои собрания народных сказок, песен и былин; композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.
Уже в 1871 г. Васнецов набросал карандашом своего первого «Богатыря», положив тем самым начало знаменитому «богатырскому циклу», завершившемуся через четверть века «Тремя богатырями», венцом великого подвига художника во славу русского искусства.
В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые были им потом использованы для картины.
«Я всегда был убежден, — говорит В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть» и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».
Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.
Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения.
Один из близких друзей художника — жена СИ. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов, весь ушел в своих «Богатырей», его видим только по вечерам, он очень усердно пишет».
В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову: «Картина моя «Богатыри» — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья.
Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую картину — ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?»
Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца. «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова».
Образы всех троих правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.
Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек не пролетит и птица из-за рубежа.
Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за «честь и свободу родной земли».
В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.
Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.
Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону «археологии», лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.
IV. Физкультминутка. Давай немного отдохнём
V. Давай прочитаем былину «Ильины три поездочки». Перед чтением познакомься со словами, которые встретятся тебе. Прочитай их значение.
—БУЛАТНАЯ БРОНЯ - стальная и узорчатая - старинная узорчатая азиатская сталь.
— СИЕ - это.
—ПАЛИЦА — тяжелая дубинка с утолщенным концом.
—ЯХОНТЫ — старинное название сапфира и некоторых других драгоценных камней.
—ВЕРТЛЮТИ - шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вращаться независимо друг от друга.
— САЖЕНЬ - 2,134 метра (3 аршина).
—МОНАХ — член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни.
—ВИТЯЗЬ - в Древней Руси: отважный воин.
—АМБАР — сарай для хранения урожая, припасов, товаров.
—ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ — должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами.
—ОБЛАТЫНИВАТЬ — обращать в католическую веру.
— ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ –
—1) воинское подразделение, несущее охранение;
— 2) место въезда в город.
— СМЕТА — здесь: несметное, не считанное богатство.
—ЗАПОДВАЛИВАТЬ - запирать в подвал.
—РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ — елей — оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле: что-то ласковое, успокаивающее.
—ГНЕЗДОВИНУ РАЗНЕС - тайное, укромное пристанище.
- ПО ОРДАМ — орда — государство или войско татар или в начальном варианте — палатка хана.
- НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСЬ - не поддавайтесь на обман
—Прежде чем мы начнем читать ее , я хочу вернуть тебя в историю, в далекий XIII век.
—Вспомни уроки истории. В каком году совершались набеги татаро-монгол на Русь? (В 1224 году Русь впервые услышала об этом.)
—Если тебе трудно, то прочти это. (На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена к создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Его войска покорили многие страны и народы, и Чингисхана стали называть повелителем вселенной. В 1237году войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана ханом (правителем) Батыем, подошли к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от невиданных врагов своими силами. Одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. Однако завоевателе шли все дальше и дальше по русской земле. На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство - Золотую Орду. Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.
Чтение текста
- Итак, подведем итог тому, что же мы знаем о былинах.
- Ответь на мои вопросы сам, старайся не подсматривать в ответы.
- Что же такое былина? (Былина — русская народная этическая песня — сказание о богатырях.)
- Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь — воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)
- Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)
-Расскажи о своих впечатлениях от прочитанного? Какие чувства ты испытывал?
- О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название?
(В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)
Итог урока. Спасибо за урок. Выбери сам себе домашнее задание:
1)перечитать былину и разделить ее на смысловые части.
2)пересказать одну из частей былины от лица Ильи Муромца.