Урок 2
Тема. «Житие Сергия Радонежского»
Цели: ознакомление с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Здравствуй, дорогой друг!
II. Речевая разминка
Перед проверкой домашнего задания давай сделаем речевую разминку.
Прочитай фрагмент из былины.
И спустился он с горы высокой-то,
И подъехал он к богатырям ко святорусским —
Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,
И приехали они по силушке татарской,
Припустили коней богатырских,
Стали бить-то силушку татарскую,
Притоптали тут всю силушку великую...
- Прочитай медленно.
- Прочитай с ускорением.
- Прочитай отрывок выразительно.
-
III. Проверка домашнего задания.
- Какое домашнее задание ты выбрал?
-Как разделил былину на смысловые части.
- Перескажите одну из частей былины от лица Ильи Муромца.
-
IV. Давай немного отдохнём. Физкультминутка
-
V. Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского». А ты знаешь кто такой Сергий Радонежский? Прочитай.
Однажды монах Зосима, живший на Соловецких островах, пришел в Новгород. Его позвала на пир богатая и известная боярыня Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника. «И пригласила она Зосиму на обед, и посадила его на пиру известно было им о добродетельной жизни его... Он же с привычным для него смирением и кротостью, сидя на пиру, немного пише причастился — с юности возлюбил он безмолвие, не только во время трапезы, но и всегда. И взглянув на сидящих с ним па пиру, вдруг удивился Зосима и поник головой, но не сказал ничего. И снова поднял он глаза свои, и то же увидев, опустил голову, и в третий раз взглянул, вновь то же увидел: некоторые из пирующих, сидящие в числе первых, без голов Зосиме представились. И ужаснулся блаженный, увидев столь необычное видение, и вздохнув из глубины души своей, прослезился. И не смог больше ни к чему притронуться из предложенного па трапезе, пока не удалился оттуда». О своем видении Зосима рассказал лишь двоим — близким ему людям, которые были вместе с ним на пиру, — монаху Герману и новгородцу Памфилию, известному своей добродетельной жизнью. Он поведал им, что видел на пиру шесть бояр, сидевших без голов. Святой велел Герману и Памфилню никому не сообщать об этом. Спустя несколько лет великий князь московский Иван Васильевич отправился с войском в поход, чтобы подчинить себе вольный Новгород. «И встретили их новгородцы со многими силами, и был у них бой с воеводами великого князя, и побиты были Новгородцы в битве той. И захватили воеводы шесть бояр великих, и много других новгородцев взяли тогда в плен и привели к великому князю. Он же их всех к Москве отправил, а некоторых казнил, чтобы и другие страх перед ним имели. А шести боярам... повелел им князь великий головы отсечь». Так исполнилось страшное пророческое видение Святого Зосимы.Об этом видении повествуется в житии высокочтимых русских святых Зосимы и Савватия — основателей Соловецкого монастыря. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. В древнерусских рукописях эти сочинения также часто именовались как «повесть о житии или «сказание о житии и о чудесах».
- Ты знаешь что такое житие? Попробуй ответить сам, а если трудно прочитай.
Житие — не художественное произведение в современном смысле. Оно всегда повествует о событиях, которые его составитель и читатели считали истинными, а не вымышленными. Не случайно авторы житий (агиографы) часто называют свидетелей жизни святого и совершенных им чудес. Сверхъестественные события: воскрешение мёртвых, внезапное исцеление неизлечимых больных и т. д. — для древнерусских книжников были реальностью.
- Перед чтением отрывка «Жития Сергия Радонежского» давай познакомимся со словами, которые встретятся тебе в тексте.
БЛАГОРОДНЫЙ — 1) высоконравственный, самоотверженно честный и открытый;
2) исключительный по своим качествам, изяществу.
УГОДНИК — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.
ДОБРОДЕТЕЛЬ — положительное нравственное качество, высокая нравственность. ПРАВЕДНЫЙ — у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
ОБЕТ — торжественное обещание, обязательство.
БЛАГОЧЕСТИВЫЙ — у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.
АНГЕЛ — в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец к людям.
СМИРЕНИЕ — 1) смириться; 2) отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
МОШНА — мешочек для хранения денег.
БЛАГОДАТЬ — 1) о чем-нибудь хорошем, имеющемся в изобилии (разг.); 2) очень хорошо, прекрасно; 3) в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.
ОТРОК — мальчик-подросток.
Прочитай текст и ответь на мои вопросы к тексту
—Как ты понимаешь выражения «всей душой» и «от чистого сердца»?
—Подберите синонимы к словам «благородный», «невиданный».
—Подберите антоним к слову «благословил».
- Что ты узнали о детстве Варфоломея?
- Чем он отличался от других детей?
- Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?
-Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?
- О чем просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю?
- О каких чертах характера говорит его поступок?
-
VI. Итог урока
- Что тебя особенно удивило, поразило ?
Домашнее задание: найти в энциклопедии текст о Сергии Радонежском; расскажи своими словами о его подвигах. Если тебе интересно, познакомься с дополнительным материалом.
Открой репродукций к уроку и посмотри. Спасибо за урок.
Дополнительный материал Сергий Радонежский
посмотри репродукции
Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314-25 сентября 1392) -святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Родился с боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младенчестве по преданию отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. В 1328 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы).
После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 иночество под именем Сергия.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиева лавра и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинно-житие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.
Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сер-
гию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. 25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинс-кую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.