Учитель – профессия дальнего действия
(40-летию Школы №5 посвящается)
...Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.
«Однажды ученики спросили Учителя: что самое главное в его профессии? И Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже. Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как тронуться в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда учитель отправил их искать родник. Но ученики пришли обратно, ничего не найдя. Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды Учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».
Маленькая притча с большим значением. Вечные «собеседники», «сотоварищи», «содрузья» - Учитель и Ученики. Они разные, но их невозможно представить друг без друга. А значит, как и в природе, между ними должна быть гармония и взаимопонимание. Именно к этому и стремится педагогический коллектив пятой школы.
Сегодня в образовательном учреждении работает 41 педагог. Виноградовой Е.Е. присвоено звание «Отличник народного просвещения». Трое педагогов школы, Колесникова А.А., Крылова И.А., Сивченкова Е.В., имеют нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ»; Бойков В.В., Брежнева Т.М., Власенкова М.Ф., Дегтярёва Н.В., Дуранина Л.П., Иванова О.С., Колесникова А.А., Овчинникова Э.В., Шевлюга Т.Н., Швыркунова О.В. награждены «Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ»; Александрова Л.А., Виноградова Е.Е., Дмитриева Е.П., Дуранина Л.П., Колесникова А.А., Розова О.А., Шевлюга Т.Н. – Почётнойграмотой, а Богданова Л.П. и Спириденков Д.В. – Благодарностью Законодательного Собрания Тверской области. Почётной грамотой Губернатора Тверской области награждена Дуранина Л.П.Двое учителей, Колесникова А.А. и Дегтярёва Н.В., являются обладателями президентского гранта.
Многие педагоги свою трудовую деятельность начали в стенах пятой школы по окончании высших учебных заведений. Десять педагогов - выпускники школы.
Всё начинается с азов… Умению читать, писать и считать дети обучаются в начальных классах. Учителя начальных классов – увлечённые своим делом педагоги, которые находятся в постоянном творческом поиске новых методик и технологий преподавания, чтобы с первых дней сделать посещение школы приятным и радостным событием для учеников. Работу учителей начальных классов координирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе Крылова И.А. Тактичность, внимательность к коллегам, ответственное отношение к своим служебным обязанностям вызывают доверие и уважение к этому педагогу всех коллег по работе. Инна Анатольевна пользуется высоким авторитетом среди учителей школы, педагогической и родительской общественности Нелидовского муниципалитета. Сплочённый и грамотный коллектив учителей начальных классов представляют Виноградова Е.Е., Бойкова С.А., Никонова Л.Ю., Иванова О.С., Розова О.А., Лебедева Н.Н., Маркелова Т.В., Пламадяла Н.Н., Тишанкова Л.Н., Лосева Т.М., Ефимова О.А., Глущенко И.Н.
Всё богатство и разнообразие «великого и могучего» русского языка и многогранность русской и зарубежной литературы представляют в школе учителя-словесники. Начитанность, речевая грамотность, обширные знания мировой классики позволяют воспитывать у учащихся чувство любви к литературе и русскому языку. Большую работу проводят учителя-словесники по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Разнообразные мероприятия, которые направлены на повышение мотивации, расширение кругозора учащихся, формирование речевой грамотности, – результат кропотливой неустанной работы Швыркуновой О.В., Гончар О.В., Коробковой Ю.В.
С незапамятных времён человечество задумывалось над проблемами бытия, сущностью вещей, окружающих людей, над событиями исторического прошлого и настоящего. История и обществознание – важные школьные предметы, особенность изучения которых заключается в том, что объект и субъект познания в них совпадают. Через призму исторических событий, гражданский подвиг исторических и государственных деятелей учащиеся знакомятся с историей своего народа, Отечества, своей малой родины. В школе работают высококлассные специалисты – историки, имеющие за плечами немалый опыт педагогической деятельности. Это Колесникова А.А., Козлова М.С., Дегтярёва Н.В. Многие их выпускники связали свою дальнейшую профессиональную деятельность с юриспруденцией, социологией, архивоведением. Своим богатым опытомучителя истории делятся с молодыми педагогами, среди которых Ермолаева Н.А.
Знание иностранного языка - важное условие личностного роста гражданина России в современном обществе. Тенденции к глобализации, создание единого мирового пространства делают востребованными на рынке труда такие профессии и специальности, которые подразумевают хорошее владение иностранными языками. В школе преподают английский и немецкий языки опытные учителя: Брежнева Т.М., Богданова Л.П., Баландина Ю.В. Их ученики – постоянные победители и призёры муниципального и регионального уровней Всероссийской олимпиады школьников, активные участники и дипломанты межрайонных конференций, международных молодёжных чемпионатов и других мероприятий.
Математика – «царица всех наук». Ох, как нелегко она даётся современным школьникам. Как выучить таблицу умножения, не перепутать знаки при сложении и вычитании отрицательных и положительных чисел, вычислить интеграл, найти производную функции, научиться производить многие другие математические действия, которые не укладываются в голове… И все эти знания и умения учащиеся получают от учителей, преданных «царице всех наук», в буквальном смысле слова окунувшихся в свой предмет, Сивченковой Е.В., Бойкова В.В. Учителя вместе с учащимися проводят математические брейн-ринги, конкурсы, марафоны, организуют проектную деятельность.
Умение работать с информационно-коммуникационными технологиями, основы работы с ПК, создание презентаций, документов в различных форматах, использование ресурсов сети Интернет – всё это предмет изучения информатики и ИКТ. А помогают формировать компьютерную грамотность учащихся Васькова Н.П. и Бойков В.В.
Природу атмосферных явлений, строение земной коры, природно-климатические условия и географическое положение континентов мира, многообразие химических элементов и их роль в природе и в жизни человека, основы механики, оптики, термодинамики, законы Ньютона – эти и многие другие тайны мироздания помогают приоткрыть учащимся учителя предметов естественнонаучного цикла: Яковлева С.Н., Власенкова М.Ф., Кирильчик М.В., Руженцева О.А. Индивидуальный подход к каждому ученику, умение преподнести сложный материал, сопровождая «сухие» факты демонстрацией опытов – всё это не может не увлечь учеников процессом познания. Наверное, не случайно в последнее время в школе наблюдается рост количества учащихся, выбирающих для прохождения государственной итоговой аттестации химию, биологию, физику. Многие выпускники школы становятся студентами учебных заведений медицинской и технической направленности.
Работа по формированию здорового образа жизни и физическому воспитанию учащихся лежит на плечах учителей физической культуры и ОБЖ, находящихся всегда в подтянутой форме: Шевлюги Т.Н., Михайловой Г.В., Николаевой Е.В., Образцова А.С., Спириденкова Д.В., Лутиковой А.В. Разнообразные спортивные мероприятия, занятия в «Школе молодого бойца» дисциплинируют учащихся, формируют чувство взаимной ответственности за результат проделанной работы.
Неоценимую роль в общем развитии учащихся играют уроки изобразительного искусства (учителя Иванова О.С., Тишанкова Л.Н.), музыки (Овчинникова Э.В.), технологии (Александрова Л.А.). Под чутким руководством педагогов учащиеся школы успешно выступают на фестивалях детского творчества, принимают активное участие в выставках муниципального и регионального уровней, нередко становясь призёрами и победителями. Л.П. Дуранина самозабвенно, с полной самоотдачей проводит занятия по хореографии. Детский хореографический коллектив эстрадного танца «Визави» становился многократным лауреатом и дипломантом разнообразных танцевальных конкурсов разного уровня и по праву заслужил почётное звание «Образцовый детский коллектив».
В школьной библиотеке, оснащённой стационарными компьютерами, оргтехникой, современной литературой, позволяющей учащимся готовить рефераты, сообщения, презентации, работает доброй души человек Селезнёва Т.В.
В школе выстроен учебно-воспитательныйпроцесс благодаря сплочённому коллективу единомышленников – заместителей директора. Сегодня эту работу выполняют настоящие профессионалы своего дела: Крылова И.А., Коробкова Ю.В., Дмитриева Е.П., Дегтярёва Н.В., Васькова Н.П., Афанасьева Т.В. Ответственность, требовательность к себе и коллегам по работе, принципиальность, порядочность позволяют грамотно планировать образовательный процесс, находить оптимальные решения в проблемных ситуациях, добиваться значительных результатов, что способствует сохранению статуса школы как одного из самых востребованных учебных заведений в муниципалитете.
Коллектив педагогов, работающий в школе сегодня, несмотря на новые веяния в образовании, сохраняет традиции, чтит учителей, которые стояли у истоков школы, и умножает её успехи своей кропотливой работой, «сея разумное, доброе, вечное…»
З.П. БОМБИНА, директор Школы №5