Учителями славится Россия… (посвящается 40-летию Школы №5)
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей…
Андрей Дементьев
Казалось бы, совсем недавно Школа №5 приветливо распахнула двери для своих первых учеников. 40 лет прошло с тех пор, когда только что в отстроенном здании новой просторной школы прозвенел мелодичный звонок. В коридорах воцарилась тишина, а в классах начались первые уроки для первых учеников школы. Однако для самих учителей эти уроки были далеко не первыми: у многих из них был уже большой опыт работы в школах города и района. Директор школы, Георгий Дмитриевич Озеров, назначенный на эту должность в мае 1976 года, когда были построены только стены школьного здания, пригласил на работу известных в городе учителей, пользующихся заслуженным авторитетом среди педагогической общественности. Именно они и «доводили до ума» новостройку: красили стены, намывали полы и окна, совместно с родителями будущих учеников собирали новую школьную мебель.
И вот 1 сентября 1976 года новый корабль под названием «Школа №5» отправился в увлекательное плавание по Стране Знаний. На борту вместе с капитаном, директором школы, ученики и преданные учительской профессии педагоги.
Уже в первые годы функционирования школы стали проводиться коллективные творческие дела, которые сплачивали педагогический и ученический коллективы, формировали традиции школы, передаваемые из поколения в поколение.
Большую роль в организации слаженного учебно-воспитательного процесса в школе играли заместители директора по учебной и воспитательной работе (в то время - «завучи» школы). Именно они планировали и контролировали учебно-воспитательный процесс, оказывали своевременную методическую помощь молодым педагогом, делились опытом работы с коллегами, развивали систему наставничества, организовывали работу управленческих органов школы: педагогического и методического советов, работу школьных методических объединений учителей, выступали арбитрами в разрешении конфликтных ситуаций.
Особую нишу в школе занимали учителя начальных классов. Являясь первыми проводниками учащихся в удивительный мир знаний, они выступали надёжными друзьями учеников в неугомонной школьной жизни.
Как сделать школьную жизнь интересной, насыщенной первыми успехами в познании, чтобы буквы и цифры не вызывали отвращения у первоклашек? Над этими вопросами приходилось задумываться учителям начальных классов. И верные решения им они находили довольно быстро, воспитывая для среднего звена новое поколение старательных и трудолюбивых учеников.
Вот что о своих коллегах рассказала Виноградова Елена Евгеньевна, сегодняшний учитель начальных классов Школы №5: «Когда открывалась 5-я школа, директор школы Озеров Георгий Дмитриевич собрал в ней самых лучших учителей начальной школы (Жаворонкова Л.П., Селезнёва А.И., Семёнова Р.Г., Козлова Е.И., Левичева Н.С., Дранникова М.Ф., Цветкова А.Г., Крылова Т.И., Денисенкова Н.Н., Спиридович Э.А., Мыкольникова З.Д., Моисеенкова А.Д., Алексеева Н.Т., Долгалова М.П.). Какие это были учителя! Главными их качествами были трудолюбие, грамотность, ответственность и доброта. Они умели всё: петь и танцевать, писать стихи и рисовать. Учителя были активными участниками поездок по стране, концертов. Но они были учителями не только для своих учеников, но и для молодых учителей. К ним можно было обратиться по любому вопросу и получить дельный совет, поддержку в трудной ситуации и помощь в разработке урока. И когда сейчас встречаешь этих учителей, то видишь, что они до сих пор сохранили мудрость и душевную красоту».
Высокий профессионализм, чувство ответственности за своё дело, безграничная доброта в сочетании с требовательностью к себе и своим ученикам отличали учителей математики. Доступное изложение сложного материала, применение различных методов обучения позволяли им добиваться высокого результата. Преданность избранному делу – вот жизненное кредо учителей математики. Увлекательные КВНы, «математические карусели», викторины, брейн-ринги позволяли заинтересовать своим предметом не только «юных математиков», но и тех учеников, у которых точные науки вызывали неприязнь. Находясь в постоянном творческом поиске, учителя математики выступили инициаторами создания группы «Коллективный ученик», объединившей ребят, влюблённых в математику. Под руководством своих наставников дети постигали тайны математической науки, решая контрольные МГУ. Многие из тех ребят связали потом свою жизнь с техническими профессиями, а один из них – Александр Прокофьев – стал кандидатом физико-математических наук и преподавателем МИЭТа. Именно он стал организатором курсов для подготовки выпускников в высшие учебные заведения при школе №2 (ныне Гимназия №2).
Учителя русского языка и литературы. Кто, как не они, покоряя сердца учеников культурой речи и своим красноречием, могли воссоздать незабы-ваемые образы лите-ратурных героев, о судьбе которых узнать хотелось уже не только из уст учителя, но и из книги, прочитав её от корки до корки. Могущество великого русского языка демонстрировалось не только на уроках, но и во время проведения разнообразных внеклассных мероприятий. КВНы, викторины, театрализованные представления по популярным произведениям русской и мировой классики, вечера поэзии с приглашением нелидовских поэтов – всё это оставило неизгладимый след в сердцах не одного поколения выпускников пятой школы. Нередко такие мероприятия проводились в тесном сотрудничестве с учителями истории, которые позволяли судьбу литературных героев проследить через призму исторических событий эпохи. Расширению кругозора школьников способствовали еженедельные политинформации, открытые заседания исторических клубов «Фортуна» и «Глобус». Многие выпускники школы связали свою профессию с обществоведческими дисциплинами, став преподавателями, архивистами, юристами, социологами.
А преподаватели географии увлекали учащихся яркими путешествиями по планете, организуя групповую работу учащихся над проектами «По странам и континентам», «Удивительная планета», «Загадочные места на планете».
Подхватывали эстафету, расширяя кругозор учащихся в области географии, и учителя иностранного языка. Они старались не только обучить иностранному языку, но и познакомить с историей, традициями, культурой народов англоязычных стран, Франции, Германии. И у них это хорошо получалось, ведь они сами были настоящими знатоками английского, французского и немецкого языков. После их уроков не стыдно было выступить с иностранной речью не только на внеклассном мероприятии, но и пообщаться с зарубежными сверстниками в переписке по почте, или поступить в престижные вузы страны на факультеты РГФ.
Увлекательно проходили уроки химии и биологии, потому что учащиеся узнавали строение скелета и внутренних органов человека не по материалу учебника, и даже не по макетам, а по настоящим органам животных. На уроках химии свойства элементов таблицы Менделеева ученики изучали, проводя самостоятельные опыты. Не это ли являлось уже тогда средством применения деятельностных технологий, о которых сейчас, в свете реализации стандартов нового поколения, так модно стало говорить…
Множество экспериментов проводилось и на уроках физики: законы механики, колебания и волны, электризация тел узнавались учащимися также опытным путём.
Все эти практико-ориентированные знания могли дать своим ученикам только истинные профессионалы своего дела – учителя-предметники, не мыслящие своей жизни без любимой науки. Занимательное изложение учебного материала, эмоциональность в преподнесении «сухой теории» способствовали формированию самого главного в изучении сложных предметов - интереса. Именно интерес — наиболее действенный мотив учения. Этот интерес и вызывали в своих учащихся учителя, имеющие богатый опыт преподавательской деятельности и излучающие искреннюю любовь к детям!
Не отставали от своих коллег и учителя – преподаватели учебных предметов общеразвивающего характера. Учителя изобразительного искусства и черчения посредством художественных образов развивали у обучающихся абстрактное мышление, формировали эстетическое восприятие окружающего мира и интерес к наследию мировой художественной культуры. Сколько разнообразных выставок изобразительного искусства было организовано в стенах школы! А особо одарённые в живописании учащиеся принимали активное участие в районных и региональных конкурсах, становясь их дипломантами и победителями.
«Быстрее, выше, сильнее» - под таким девизом проходили уроки физической культуры. Требовательность учителей, заинтересованность в воспитании здорового, физически развитого человека, формирование выносливости и целеустремлённости у учащихся давали свои плоды. Учащиеся добивались высоких результатов в разнообразных спортивно-массовых мероприятиях: соревнованиях по лёгкой атлетике, турнирах по баскетболу, волейболу, футболу, в лыжных гонках. Большую роль в физическом и гражданско-патриотическом воспитании играли и уроки начальной военной подготовки (ныне ОБЖ), на которых школьники познавали основы военного дела, собирая и разбирая автомат Калашникова, обучаясь стрельбе из винтовки и пользованию средствами индивидуальной защиты - противогазами, респираторами.
А какой восторг вызывали у широкой публики зрителей выступления школьного хора, солистов вокальной студии, которые неоднократно становились лауреатами районных фестивалей детского творчества. Все эти достижения и успехи были возможны благодаря талантливым, заинтересованным, находящимся в постоянном поиске интересных форм работы с детьми, педагогам. Именно они в тесном взаимодействии со школьниками, их родителями формировали «лицо» школы.
Мы, педагоги Школы №5, работающие сегодня, признавая требования времени и активно внедряющие в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии, остаёмся верными тем традициям школьной жизни и формам работы с детьми, которым учились у наших наставников, нынешних ветеранов педагогического труда. Мы выражаем слова глубокой признательности и благодарности всем тем, кто стоял у истоков школы и кто ещё долгое время останется в памяти её выпускников и нынешних работников школы. Педагоги-ветераны сеяли «разумное доброе, вечное…». И мы, новое поколение учителей, применяя современные технологии в обучении и используя опыт мудрых старожил, осознаём сегодня главную нашу задачу - растить достойных граждан России!
Педагогический коллектив Школы №5.