Организация научно-исследовательской деятельности
как условие самореализации личности школьников
В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что «образование – это важнейший ресурс развития интеллектуального, духовного и нравственного потенциала всей нации, и от его успешного развития зависит само будущее – и нашей страны в целом, и наших детей». Вот почему одним из приоритетных национальных проектов является сегодня проект «Образование», который довольно успешно реализуется в Тверской области с начала 2006 года. В числе основных направлений национального проекта – поддержка талантливой молодёжи.
Современное общество диктует необходимость в воспитании думающей, мыслящей личности, способной к самореализации и самоутверждению, к самостоятельному поиску решения задач, проявлению творческой активности и собственной инициативы. Для этого педагогам необходимо так организовывать работу с детьми, чтобы помочь им получить дополнительно глубокие и основательные знания, необходимые для успешного продолжения образования в вузах, адаптации в условиях радикальных перемен, происходящих в нашем государстве. Одним из направлений такой работы является и работа с одарёнными детьми. В «Рабочей концепции одарённости» (2003 г.) сказано: «Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
В МОУ средней общеобразовательной школе №5 г. Нелидово Тверской области созданы все необходимые условия для получения образования повышенного уровня, развития навыков исследовательской деятельности учащихся. Работа в этом направлении координируется школьной комплексно-целевой программой «Одарённые дети».
Одной из форм работы с детьми, испытывающими повышенный интерес к предмету, является вовлечение учащихся в конкурсы творческих и научно-исследовательских работ от муниципального до федерального уровня. На мой взгляд, участие детей в этих конкурсах способствует:
- развитию интереса к предметной области;
- повышению мотивации учебной деятельности;
- проявлению творческой инициативы, раскрытию творческого потенциала учащихся;
- повышению у детей стремления к достижениям и высоким результатам, что является условием самореализации ребёнка.
За последние три года работа школы по вовлечению учащихся в конкурсное движение значительно усилилась и имеет на сегодняшний день определённые результаты. Они наиболее весомы в конкурсах художественно-эстетической, краеведческой, правовой и экологической направленности.
Как учитель истории и обществознания, я также стараюсь привлекать к участию в конкурсах творческих, проектных, научно-исследовательских работ детей, проявляющих особый интерес к предмету. Выполняя задачи исследователя, учащиеся имеют возможность самостоятельного поиска необходимых знаний, сбора нужной информации из разных источников: книг, учебников, документов, энциклопедий, Интернета, газетных публикаций и т.п.
Работая с историческими источниками (такая работа нередко организуется и на уроках), школьники учатся мыслить, рассуждать, извлекать необходимую и важную информацию. Анализ источников позволяет критически осмысливать полученные сведения, формирует элементарные навыки исследовательской работы. Пользуясь услугами глобальной сети Интернет, учащиеся могут изучать труды историков-классиков, выходить на сайты вузов и библиотек России по исторической, правовой, обществоведческой тематике.
Безусловно, овладение багажом знаний, полученных в результате самостоятельного поиска, возможно только в постоянном контакте с руководителем-наставником. При написании рефератов, что является одной из наиболее распространённых форм исследовательской деятельности учащихся, приходится неоднократно разъяснять требования к оформлению научной работы. Создание реферативных исследований требует усидчивости, внимания, аккуратности, навыков грамотных записей. Работая над рефератом, старшеклассники приобретают навыки интеллектуального труда. Они учатся сопоставлять факты, сравнивать и соотносить мнения учёных, специалистов по рассматриваемой проблеме, делать собственные выводы, формулировать новые проблемы, которые стимулируют очередной виток поисковой деятельности. Подобная работа активизирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, формирует и развивает умение чётко излагать свои мысли, расширяет кругозор, вырабатывает историческое (обществоведческое) мировоззрение.
Подводя итоги выполнения каждого конкретного исследования, стараюсь научить школьников оценивать свои результаты, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания идей и результатов творческой деятельности. Такая система позволяет добиваться хороших результатов. В течение последних трёх лет мои ученики успешно участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ, в научно-практических конференциях. В 2004-2005 учебном году выпускница 11-а класса Миронова М. стала призёром (III место) областного конкурса среди учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ (лицеев) и средних специальных учебных заведений на лучшую научную, литературную работу и рисунок, связанные с выборами и вопросами избирательного законодательства. На конкурс была представлена работа «Из истории избирательного права в России (с древнейших времён до начала XX века)». В 2006-2007 учебном году группой учащихся 9-а класса была проведена огромная работа по составлению путеводителя по г.Нелидово и Нелидовскому району, который был представлен на областной этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина» в номинации «Малый уголок России». Коллектив учащихся занял II место в областном конкурсе. В 2007-2008 учебном году в рамках конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» учащимися 10-х классов на областной конкурс представлена работа «Развитие ремёсел и промыслов на территории Нелидовского района», которая содержит фотографии, изображающие памятники материальной культуры, являющиеся экспонатами музеев г.Нелидово. Возможность оформить такую фотогалерею нам любезно предоставили работники городского краеведческого музея (Комиссарова М.) и краеведческого музея средней школы №3 (учителя Самойлова Н.А. и Бурмистрова Г.И.).
При написании научно-исследовательских работ по краеведческой тематике мы прибегаем к помощи краеведческого отдела центральной районной библиотеки, в частности большое содействие нам оказывает работник краеведческого отдела Чернышева Т.М., которая предоставляет обширный материал по истории, культуре, природе нашей малой Родины. При содействии работников районной библиотеки подготовлены яркие, глубокие работы на Девятый ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – 20 век»: «С.В. Нелидов – яркий представитель дворянского рода Нелидовых», «Т.В. Николаева – выдающийся исследователь древнерусской и средневековой культуры».
Привлекая детей к творческой исследовательской деятельности, вовлекая их в конкурсы, убеждаюсь, что многим детям это становится интересным, а в случае успеха вызывает у них желание продолжать подобную деятельность. Работа с одарёнными, талантливыми детьми способствует повышению профессионального уровня самого учителя, стимулирует их профессиональный рост и является, на мой взгляд, оптимальным вариантом самообразования. Уверена, что научно-исследовательская деятельность в жизни школьника обязательно выльется в важное открытие в будущем, ведь даже знаменитый гений Эйнштейн считался в школе «нерадивым» ребёнком.
Дегтярёва Наталья Витальевна,
учитель истории и обществознания
МОУ средней общеобразовательной школы №5
г. Нелидово Тверской области