ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
Памятка для родителей.
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.
Десять советов отцам и матерям:
1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.
2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно.
3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.
4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.
5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишества.
6. Во всем действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам.
7. Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.
8. Объединяйтесь со своими близкими. Семья – это частная республика. Все должно делаться сообща: мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршруты поездок.
9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.
10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.
Психология семьи.
Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно, воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст – время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Проходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строится по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:
Семьи, в которых очень низкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни ребенка, о которых в других семьях только подозревают. Родители прислушиваются к мнению детей, а дети – к мнению близких и других. Подростки, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. Конфликты бывают, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. Существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными, редко заявляют о своей независисмости.
Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое. Но родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других». Явный конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросам старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
Cуществуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряжения, антисоциальная, пьют один или оба родителя. Влияние семьи пагубно – оно является причиной многих преступлений подростков.
Таким образом, позиция старшеклассника определяется во многом атмосферой, господствующей в семье.
Если очевиден конфликт между родителями и ребенком, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. На самом деле, в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты «поколений», связанные с возрастной дистанцией.
Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолевали и забыли. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует.
В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Но первый шаг к примирению должны сделать родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда понимать, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самопознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия. Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослыми, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.
Родители!
-
Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.
-
Не старайтесь сделать «как лучше». Подумайте, к чему это может привести.
-
Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.
-
Любите друг друга. Не старайтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.
-
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя:
Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.
Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
Если ребенок окружен жалостью, он, учится жалеть самого себя.
Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.
Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
Если ребенка хвалят, он учится. быть благодарным.
Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
Если ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих.
ПИСЬМО - ОБРАЩЕНИЕ к самым близким людям.
1.He бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила - это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
3. Не будьте непоследовательными, это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
4. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
5. Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
6. Не заставляйте меня чувствовать себя малышом.
7. Не делайте для меня и за меня то, что я могу для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
8.Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
9. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
10. Не пытайтесь меня поучать в конфликтных ситуациях. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
11. Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как я хорошо знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
12. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, - это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
13. Не придирайтесь ко мне и не ворчите, Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
14. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это нужно время.
15. Не забудьте, что я развиваюсь, а значит - экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
16. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
17. Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Иначе я могу научиться получать удовольствие от своегоплохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре внимания.
18. Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы заметите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где ее мне предлагают.
19. Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня к вам удивительно теплые чувства.
20. Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, атак не хочется убеждаться в обратном.
21. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
22. Демонстрируйте мне ваше мужество и храбрость.
23. Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка.
24. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
25. Ваши добрые мысли и пожелания, которые вы мне дарите каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся к вам сторицей.
26. ПОМНИТЕ! ЧТО У ВАС ЕСТЬ САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ. ЭТО ЧУДО-Я, ВАШ РЕБЕНОК!
Как общаться с ребенком.
Принцип общения - безусловное принятие ребенка.
Безусловно принимать ребенка - это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Приведем несколько правил, которыми стоит руководствоваться родителям при взаимодействии с детьми:
1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься! »
2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
-
возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать самому;
-
по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
3.Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
4.Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».
5. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
6.Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, выступайте от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Используйте «Я-сообщения». Они могут быть такими: Я не люблю... Мне трудно... Меня очень утомляет...
7.Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этогопосмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
8.Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
9. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Причины серьезных нарушений поведения детей.
1. Борьба за внимание. Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия.
2.Борьба за самоутверждение - борьба против чрезмерной родительской опеки и власти.
3.Желание отомстить. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными, например: родители более внимательны к младшему, мать разошлась с отцом, в доме появился отчим, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, отослали к бабушке) и т.д.
4.Потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. У ребенка низкая самооценка, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет».
Необходимо выявить истинную причину непослушания.
1. Родителям нужно обратить внимание на собственные чувства.
-
Если ребенок борется за внимание, досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.
-
Если подоплека стойкого непослушания - противостояние воле родителей, то у последнего возникает гнев.
-
Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у родителя - обида.
При глубинном переживании ребенка своего неблагополучия родитель впадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния.
2. Не реагировать привычным образом.
-
Если идет борьба за внимание, необходимо найти путь показать ребенку ваше положительное внимание к нему.
-
Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка.
-
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели его или постоянно обижаете? Поняв причину, надо, конечно, ее исправить.
Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умное поведение родителя в этом случае - перестать требовать «полагающегося» поведения. Нужно «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка, ваш ребенок что-то может и на что-то способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. С этого вы начнете путь вперед. Организуйте с ним совместную деятельность, сам он из тупика выйти не сможет.
При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. И еще очень важно помнить вначале: при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.
Разрешение конфликтов.
Причины конфликтов кроются в столкновении интересов родителей и детей. Когда возникают противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив считают, что лучше уступить, сохраняя мир. Эти способы являются неконструктивными для разрешения конфликта. В результате будет «выигрывать только один», либо родитель, либо ребенок.
Конструктивный, способ разрешения конфликтов: «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок». Этот способ основывается на двух навыках общения: активном слушании и «Я- сообщении».
Первый шаг: прояснение конфликтной ситуации.
Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему важно или нужно и т.д. Делает это в стиле активного слушания, т.е. обязательно озвучивает желание, потребность ребенка. После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя формулу «Я-сообщения»
Второй шаг: сбор предложений.
Этот этап начинается с вопроса «Как же нам быть?»
После этого надо обязательно подождать, чтобы ребенок первым предложил решение, а потом говорить о своих вариантах. При этом ни одно, даже самое неподходящее предложение, не должно быть отвергнуто с места. Если предложений много их можно записать на листе бумаги.
Третий шаг: оценка предложений.
На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений.
«Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.
Шаг четвертый: детализация принятого решения.
Шаг пятый: выполнение решения, проверка.
В заключении отметим, что этот способ решения конфликтных ситуаций никого не оставляет с чувством проигрыша. А наоборот, приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.
Что такое психологическое здоровье?
Что же такое психологическое здоровье?
Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств.
Это здоровое развитие личности, это адекватная реакция человека на те или иные события, это здоровое мироощущение и мировосприятие.
Так или иначе, определение психологического здоровья связанно с понятием счастья. Человеку не обойтись без стремления к нему.
Как определить, что человек психологически болен?
Когда он начинает чувствовать одиночество, уверяя себя и окружающих, что его никто не любит и он никому не нужен, когда человек замыкается, уходит в себя, всячески избегает контактов с людьми.
Что необходимо делать, чтобы быть психологически здоровым?
Существуют различные способы поддержания здоровья. Вот 10 практических советов.
1. Принимай себя таким, как есть.
Отсутствие любви к себе выражается в виде повышенного чувства вины, стыда и депрессии. Слишком часто мы живем ненастоящей жизнью. Ее определяют другие люди, те, под которых мы подстраиваемся и от которых ждем признания. Именно самовосприятие человека остается определяющим компонентом его мотивации и позитивных эмоций. К тому же, принимая себя, человек учится принимать других.
2. Сражайтесь до победного конца; умейте проигрывать и прощать.
Умение человека успешно справляться с трудностями служит залогом сохранения его психологического и физического здоровья. Универсальный совет по поводу того, как лучше всего преодолеть неприятности, состоит в том, чтобы действовать активно в пределах той ситуации, которую человек в состоянии изменить (активное совладание), и смириться с тем, на что он не в состоянии повлиять (пассивное совладание). Хороший пример пассивного совладания – умение прощать.
3. Учитесь строить и поддерживать отношения.
Эмоциональная связь и поддержка не менее важны, чем родственные узы. Мы нуждаемся в таких взаимоотношениях, которые могли бы послужить нам поддержкой и опорой в трудные времена. Вот несколько советов по сохранению хороших отношений: учитесь прощать, будьте снисходительны и честны, будьте собой, в меру сочетайте зависимость и автономность, отвечайте за свои поступки, действуйте с учетом ценностей, чувств и пожелания других людей.
4. Помогайте другим.
Все мы в своей жизни сталкиваемся с проблемами. Когда мы протягиваем руку помощи тем, кто попал в беду, нам кажется, что мы сильнее обстоятельств и что, помимо прочего, мы совершаем общественно полезное деяние.
5. Стремитесь к свободе и самоопределению.
Для психологического здоровья крайне необходима определенная степень контроля над теми решениями, которые способны повлиять на нашу жизнь. Если окружение контролирует нас, наказывает и подавляет, то наше чувство собственной значимости и свободы утрачивается. Порой мы все же вынуждены считаться с желаниями и ценностями других людей. И если хотя бы незначительно мы согласны с тем, к чему адаптируемся, ощущение нашего самоопределения все еще сохраняется.
6. Определите цель и двигайтесь к ней.
Ощущение того, что жизнь бессмысленна, - отличительный признак депрессии. Цель просто необходима. Психологические исследования показали, что процесс движения к цели так же важен, как и сама цель. Но порой поставленная нами планка слишком высока, и мы обрекаем себя на глубокое разочарование в случае, если так и не коснемся ее рукой. Так что цели должны быть реальными.
7. Верьте и надейтесь.
В час испытаний, когда нам кажется, что поблекли все краски мира, на помощь приходит надежда и оптимизм, и вера в то, что рано или поздно мы достигнем цели, к которой идем. Позитивный взгляд на мир помогает преодолеть страх и сохранить мотивацию. Пессимисты зачастую твердят, что они лучше оптимистов знакомы с рифами реальности. И все же позитивные иллюзии еще никому не причинили вреда, а, наоборот, помогли не упасть духом в сложных ситуациях.
8. Сохраняйте сопричастность.
Старайтесь чувствовать свою полную сопричастность происходящему, погруженность в текущий процесс или переживание, сосредоточенность исключительно на них. Существует одно буддийское изречение по этому поводу: если, подметая пол, вы думаете об отдыхе, вы не воспринимаете жизнь такой, какой она является на самом деле. Подметая пол, подметайте. Отдыхая, отдыхайте.
9. Наслаждайтесь прекрасным.
Способность ценить прекрасное называют эстетическими чувствами. В мире всё еще много злого и безобразного – войны, болезни, преступления, упадок. Умение замечать и понимать красоту помогает нам сохранить все то удивительное, что есть в нашем мире. Понимание красоты у каждого человека свое. И никто еще не придумал какое-то универсальное определение красоты.
10. Не бойтесь изменений, будьте гибким.
Японец Сан Цзу – известный мастер дзюдо, написал книгу The Art of Peace(«Искусство мира»). Предлагаемый им рецепт мирной жизни совпадает с основным принципом дзюдо: следуй за течением! Упрямые и непоколебимые, как правило, получают достойный отпор. А те, кто пытаются удержать свои позиции, зачастую растрачивают все свои силы. Но если обладать психологической гибкостью и готовностью изменить неэффективную манеру поведения, то легче подстраиваться под ту или иную ситуацию и успешнее с ней справляться. Разумеется, изменение прежнего, проторенного курса потребует смелости. И все-таки перемены нужны и важны для нашего здоровья и благополучия.
«Реализация заложенной в нас энергии по максимуму – вот самый верный способ сохранить своё психологическое здоровье».
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ