Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
*уметь четко произносить все звуки речи;
*уметь интонационно выделять звук в словах;
*уметь выделять заданный звук в потоке речи;
*уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
*уметь произносить слова по слогам;
*уметь составлять предложения из 3-5 слов;
*уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
*уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк -это животные);
*уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
*уметь составлять несколько предложений о предмете;
*различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
*уметь наизусть читать любимые стихотворения;
*знать автора прочитанного стихотворения;
*уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
*знать цифры от 0 до 9;
*уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
*уметь называть предыдущее и последующее число относитель¬но любого числа в пределах первого десятка;
*знать знаки +, -, =, <, >;
*уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6 = 6);
*уметь соотносить цифру и число предметов;
*уметь сравнивать 2 группы предметов;
*уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
*знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
*уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
*уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
*уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
*уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ро¬машка) и называть их отличительные признаки;
*уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова, ...);
*уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...);
*иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень -желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);
*знать названия 1-3 комнатных растений;
*знать названия 12 месяцев года;
*знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
*в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
*полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
* знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к полу¬чению новых знаний);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше - ниже», «вперед - назад», «слева - справа»);
координация в системе «глаз - рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание наO выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово - картинка» либо «слово - ситуация»).
Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?
1) Развитие мелких мышц руки:
• работа с конструкторами разного типа;
• работа с ножницами, пластилином;
• рисование в альбомах (карандашами, красками).
2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).