Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

Статья в газету  «Нелидовские известия»

 «Гражданское образование должно стать приоритетом в российских школах»

Подготовила учитель истории и обществознания высшей категории МОУ средней  школы №5 г. Нелидово Тверской области Колесникова Альвина Александровна

Сегодня в российских школах приоритетным направлением образования становится гражданское образование, главная задача которого  заключается не только в воспитании гражданина  для будущей жизни в демократическом государстве, но и участие ученика в решении общественно значимых задач, которые предполагают навыки социальной практики.

     Стержнем гражданского образования является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое не только в контексте школьного урока, но и в рамках внеклассной и внеурочной работы.

     Изучение основ права в общеобразовательной школе, несомненно,  сказывается на правовом просвещении обучающихся. В течение ряда лет в средней школе № 5 я веду факультативы по  основам правовых знаний:  для учащихся 8-х классов - «Право на каждый день», для учащихся 9-х классов - «Права и ответственность несовершеннолетних  по российскому  законодательству». Основную  задачу данных занятий вижу в том,  чтобы научить подростков   оказывать  «первую правовую помощь», опираясь на законодательство РФ, вызвать интерес детей к  просветительской  работе среди сверстников.

     Мотивами посещения занятий становятся  как желание  больше  узнать из области права, так и возможность подготовиться к будущей профессии и поступлению в высшие и средне-специальные учебные заведения.

     Применение интерактивных методик  даёт возможность ученикам почувствовать  себя более уверенно в решении  различных казусов. В этом нам помогает работа с учебником «Живое право».

     Конечно, для учащихся может быть не под силу решение сложнейших юридических задач, но важны даже первые  шаги, поскольку для многих старшеклассников правовая сфера представляется непостижимой и опасной. Через содержание правовых курсов проходит линия «Как мне быть, если…», при этом мы акцентируем внимание не на каких-то  исключительных случаях, а на наиболее типичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться  законопослушный гражданин.

     Немало времени мы уделяем изучению Основного  закона – Конституции РФ. Итогом работы является проведение брейн-ринга, где команды классов состязаются в знании основных положений Конституции.

     Для формирования будущего гражданина России необходима не только возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, но и применение им на практике этих знаний и возможность участвовать  в сотрудничестве при решении  разнообразных проблем, проявляя при этом определённые  коммуникативные  умения.

     Учащиеся нашей школы  активно включились в 2006 году  в акцию «Важное дело». В своём микрорайоне они нашли «посильные» дела. Так, учащиеся 6а класса, где я являюсь классным руководителем,  узнав о том, что в коррекционной школе не хватает книжек-малышек, вышли с инициативой на своих сверстников, учащихся 5-6-х классов и дали вторую жизнь своим книжкам, а в рождественские дни ребята вновь пришли в коррекционную школу с концертом, и надо было видеть, с каким удовольствием они показывали новогоднюю сказку друзьям из коррекционной школы.

     В канун 65-летия освобождения г. Нелидово от немецко-фашистских захватчиков ребята подготовили концерт для ветеранов Великой Отечественной войны, а также разнесли всем ветеранам «Письма-поздравления». Это важное, конкретное дело.

     Кроме того, ежегодно мы участвуем в акции «Милосердие»: собираем игрушки, обувь, одежду для детей, нуждающихся в помощи.

     В проведении таких  мероприятий очень важно дать почувствовать каждому ребёнку его  социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и тогда сердце ребёнка будет открыто для формирования его как личности, способной нести ответственность за будущее России.

     Являясь важнейшим социальным  институтом, школа сегодня   не должна  занимать позицию выжидания в решении вопросов гражданского воспитания.  От успешного решения этой задачи зависит будущее нашей страны. Учитель и его ученики должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться силы общества.

Дата последнего обновления страницы 15.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»