Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №5

 

Стулов Владимир Евгеньевич,

учитель   физической культуры

МОУ средней школы №5

 

«Туризм как одно из средств активного летнего отдыха учащихся»

 

         Эта тема первого туристического семинара, который прошёл на базе средней общеобразовательной школы № 5 30 апреля. Инициаторами этого семинара выступили администрация средней школы № 5 и спортивно туристический клуб «Пятёрочка». На семинар были приглашены председатель КК,ДМиС Е. А. Тарасенкова, отдел образования представляла Т. П. Швед, учителя физической культуры города и района и другие заинтересованные лица. Из доклада ….    

 «Лето – есть период не только для учебных занятий, но и время для отдохновения ребёнка» - так было написано в одном из циркуляров Министерства просвещения дореволюционной России. Как жаль, что многие руководители нынешней поры забывают об этом волшебном периоде. Увы, сейчас существует много преград для того, чтобы дети и подростки после учебного года смогли полноценно восстановить свои силы, продолжить занятия своим любимым делом в условиях лагеря.

   Для летнего отдыха используется много различных направлений: загородные детские оздоровительные лагеря; лагеря труда и отдыха; оборонно – спортивные оздоровительные лагеря для молодёжи; оздоровительно – спортивные лагеря спортивной детско-юношеской школы; городские лагеря с дневным пребыванием детей; туристические поездки, походы и экскурсии; временный палаточный лагерь отдыха детей; профильные лагеря. В нашем городе и районе действует много из перечисленных направлений летнего отдыха, но бесспорным лидером в системе летнего отдыха являются профильные лагеря, где ребята собираются по признаку увлечённости общим делом, будь то лагерь юных лидеров, биологов, математиков.

    В наше время изменилась форма существования профильных лагерей. Теперь чаще лагеря располагаются не в тёплых корпусах ведомственных и оборонных предприятий, а в полевых условиях, палаточных городках. Почему в последнее время полевые профильные лагеря стали палочкой-выручалочкой? Это связано с тем, что полевые лагеря имеют меньшей по количеству штат, практически отсутствует обслуживающий персонал, поэтому пребывание детей в полевых лагерях обходится в 2-3 раза дешевле местному бюджету, чем в стационарных лагерях отдыха.

     Организуя полевой лагерь, надо чётко представлять, что руководители намеренно идут на дополнительные сложности самообслуживанием. Эти сложности коснуться как детей, так и, в первую очередь, взрослых организаторов лагеря. Для детей – это романтика жизни на природе – самостоятельной без родителей. Для взрослых – это очень серьёзная и очень ответственная каждодневная работа

      Еще одним из эффективных направлений активного летнего отдыха является туризм. Вероятно, для специалистов по физическому воспитанию, нет надобности вдаваться в разъяснения насчёт того, какое значение имеют для ребят занятия туризмом. А вот для людей не посвящённых в тонкости туризма хочется напомнить что, туризм – это одно из средств не только активного летнего отдыха, но и патриотического воспитания, туризм приносит эстетическое наслаждение от общения с природой, радость открытия родного края, удовлетворение от возможности применить на практике знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, краеведения, истории. Занятия туризмом – это эффективное средство физической закалки, овладения многими важными прикладными навыками, воспитание коллективизма.

     Основой туризма являются походы. Пешеходные туристы – универсально подготовленные люди. Они должны владеть элементами многих видов спорта: ориентирования и тяжёлой атлетики (вес рюкзак подчас достигает 45 кг.), лёгкой атлетики (ходьба на длинные дистанции), плавания (при организации переправ) и гимнастики (при преодолении навесных переправ). Кроме туристско – технических, они должны также владеть навыками оказания доврачебной медицинской помощи, быть ботаниками, краеведами, фотографами, кинооператорами. Безопасность и технико- тактический уровень их проведения в значительной мере зависит от предпоходной подготовки, в которой большую роль играют соревнования. Они способствуют проверке и повышению технической и тактической подготовленности туристов, на них проводят апробацию новых видов снаряжения, происходит широкий обмен опытом. Наконец соревнования, слёты – лучшая форма пропаганды туризма.

        Туристические слёты и соревнования в нашей стране имеют давнюю историю. Ещё в июле 1929 г. в программе общемосковского праздника туристов выступали пешие, водные и велотуристы.

         Массовые туристические слёты стали бурно развиваться в первые послевоенные годы, особенно среди студенчества. В нашем городе и районе туризм был тоже популярен в 70-80гг.. и только в начале 90-ых он прекратил своё существование. Остались разрозненные группы, секции на базе некоторых школ. Было упущено многое. В городе и районе создался вакуум в туристическом направлении.

          Этот семинар попытка организовать и возродить в нашем городе и районе забытые традиции туризма. В школе и это не секрет, мало людей, способных быть полноценными руководителями туристических походов. Учителя в основной своей массе не имеют даже начальных туристических навыков. Походы с таким руководителем превращаются в мероприятие для галочки, выматывающие и ребят, и самих педагогов, приводят к конфликтам. Чтобы повысить знания классных руководителей и учителей – предметников всех заинтересованных лиц по туризму, мы готовы организовывать для них туристические семинары.

          Разумно организованный отдых школьников укрепляет здоровье детей, закаляет их физически, расширяет кругозор, воспитывает высокие моральные качества. Успех в летней работе с детьми во многом зависит от того, насколько глубоко и чётко будет продумано содержание деятельности каждого лагеря, клуба, каждого руководителя.

          Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это их банк на всю жизнь.

           Что же нужно сделать взрослым и как, чтобы дети получили радость от проведённого лета. Широки и разнообразны интересы детей. В дни летних каникул они мечтают посидеть у костра, пойти в поход с ночёвкой, проводить каждый день так, чтобы он был уникальным и запоминающимся.

        Мы собравшиеся здесь должны сделать всё от нас зависящее, чтобы эти здоровые запросы и стремления ребят были удовлетворены. Туристическая романтика в том и состоит, чтобы дети побольше времени проводили в увлекательных походах, играх, полезных занятиях, которые позволили бы ребятам хорошо отдохнуть, побольше бывать на свежем воздухе, набраться новых сил перед предстоящим учебным годом.

        Туризм – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Туризм даёт возможность любому ребёнку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.                 

       На семинаре было принято решение о возрождении туризма в нашем городе и районе и возрождать забытые традиции решили с проведения первого туристко-краеведческого фестиваля. Хочется поблагодарить за работу в семинаре руководителя молодёжного общественного объединения спортивно – туристического клуба «Искра» К. В. Боруленкову, учителя физической культуры Селянской средней школы И. В. Ковалёва, директора средней школы № 3 И. В. Брюхнова, администрацию среднеё школы № 5, членов спортивно – туристического клуба «Пятёрочка».

Дата последнего обновления страницы 17.08.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»